Во Франции осудили сокращение Тегераном обязательств. В МИД ФРГ призвали Иран отказаться от таких шагов.
Евгений Бень
В национальной Организации по атомной энергии планируют обогащать уран до уровня 5% для электростанции в Бушере и 20% для исследовательских работ в Тегеране. В то же время Иран дал странам ядерной сделки 60 дней для решения в связи с требованиями Тегерана по ней.
Президент США Дональд Трамп отреагировал на превышение разрешенного лимита (300 кг) по иранским запасам обогащенного урана в Twitter. «Нехорошо!» – записал Трамп, который, в одностороннем порядке инициировав разрыв сделки с Ираном, тем не менее, некоторое время назад предлагал Тегерану переговоры, но получил отказ.
В приближении к «красной черте»
На днях руководитель иранского парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и внешней политики, а по совместительству глава комитета Меджлиса по ядерным вопросам Моджтаба Зоннур заявил, что его страна способна за полчаса уничтожить Израиль. По словам чиновника, Тегеран непременно это сделает, если Штаты вдруг решатся напасть на Иран.
На самом деле есть сомнения в том, что Иран вообще обладает ракетами, полет которых превышает 2-2,2 тысячи километров. Вызывает сомнение и точность ракет ИРИ дальнего действия, но нужно учитывать, что иранская военная техника присутствует в Сирии и Ливане. Притом, например, влиятельный ливанский политолог и отставной генерал Хишам Джабер полагает, что никаких реальных действий против Израиля Тегерану никто не позволит, в том числе Россия.
США в одностороннем порядке вышли из ядерного соглашения (2015) в мае 2018 года и вновь ввели санкции против Ирана, включая вторичные, то есть в отношении других стран, ведущих бизнес с Тегераном. Спустя год Иран также объявил о прекращении выполнения ряда пунктов Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе – в части, касающейся запасов обогащенного урана и тяжелой воды. Тегеран объяснил свое решение ответом на действия США, а также неспособностью оставшихся в СВПД членов (Германия, Франция, Великобритания, Китай и Россия) в должной мере решить возникшие проблемы.
Между тем израильские власти считают, что недавно предпринятые Тегераном меры по превышению уровня обогащения «умеренны», однако они означают начало движения ИРИ к созданию ядерного оружия. Об этом, как передает агентство Reuters, сообщил министр энергетики Юваль Штайниц. По его словам, пересечение «красных линий» СВПД может привести к тому, что Иран приступит к созданию ядерного оружия.
Ирано-израильская конфронтация
Антиизраильские настроения достигали своего пика в Иране во время президентства Махмуда Ахмадинежада, призывавшего к уничтожению Израиля, который, по его определению, «достиг конца, как мертвая крыса». В августе 2012 года во время ежегодной акции протеста против Израиля Ахмадинежад заявил, что «самое существование сионистского режима – оскорбление человечества» и что Израиль – злокачественная опухоль. «Даже если одну его клетку оставят в одном дюйме [палестинских] земель в будущем, то эта история [существования Израиля] повторится». В то же время Ахмадинежад неоднократно отрицал Холокост. Следует заметить, что иранские власти, проповедуя ненависть к Израилю и сионизму, подчеркивали терпимость как к иудаизму, так и к евреям, равнодушным к Израилю, вероятно, принимая в расчет исторические персидско-еврейские связи.
Преемник же Ахмадинежада – Хасан Роухани 24 сентября 2013 года признал в интервью телеканалу CNN, что Холокост является историческим фактом, назвав его «достойным осуждения» преступлением нацистов против евреев. Также Роухани, впервые выступая с трибуны Генассамблеи ООН, заявил, что ядерная программа Ирана преследует исключительно мирные цели, а создание ядерного оружия противоречит иранским «фундаментальным религиозным и этическим убеждениям».
Более умеренная поначалу позиция Роухани, а также разворот тогда президента США Барака Обамы к шиитам в пику суннитам, во многом привели к совместному всеобъемлющему плану действий, принятому шестеркой посредников (США, Россия, Китай, Франция, Великобритания, Германия) и Ираном в 2015 году, который предусматривал, что Тегеран в течение 15 лет будет поддерживать уровень обогащения урана на отметке 3,67%, а запасы обогащенного до этого уровня урана не станут превышать 300 килограммов. Избыточные количества урана ИРИ должны были реализовываться по рыночной цене и доставляться иностранному покупателю в обмен на природный уран.
Однако Израиль на этом не успокоился в своей антииранской риторике, цель которой была вернуться к стадии международного признания разработок Ираном несущего угрозу ядерного оружия. Позиция Израиля исходит из нарастания военного присутствия Ирана и проиранских прокси по периметру границ с Израилем и, прежде всего, в Сирии и Ливане.
Официальный представитель МИД Ирана Бахрам Касеми подверг критике заявление премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который, выступая 27 сентября прошлого года на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, обвинил Тегеран в создании тайного склада с ядерным оборудованием и сырьем. По утверждению израильской стороны, иранские власти хранят там 15 грузовых контейнеров общим весом в 300 тонн, всё содержимое которых связано с оружейной ядерной программой ИРИ. Касеми же подчеркнул, что единственным органом, уполномоченным делать такие заявления, является МАГАТЭ, 12 отчетов которого подтвердили, что Тегеран выполняет свои обязательства.
В свою очередь в Тегеране считают, что Израиль должен признать наличие у себя ядерного арсенала и пустить на свои секретные объекты инспекторов МАГАТЭ. В отличие от Ирана, Израиль отказался присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. В середине 1980-х годов о ядерной программе Израиля британской прессе рассказал Мордехай Вануну, работавший техником на израильском ядерном объекте в пустыне Негев. Выяснилось, что с 1958 года израильские военные накопили от 100 до 200 ядерных боеголовок. Ещё до публикации интервью Вануну был похищен и перевезен в Израиль, где его судили за государственную измену. О том, что Израиль обладает ядерным оружием, говорил и экс-директор МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадеи.
В настоящее время Израиль не подтверждает и не опровергает информацию о наличии у него ядерной программы, при этом настойчиво и не без своих политических интересов заявляя о соответствующей угрозе со стороны Ирана.
Как может сложиться диалог?
25 июня в Иерусалиме секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, помощник президента США по нацбезопасности Джон Болтон и глава Совета нацбезопасности Израиля Меир Бен-Шаббат провели трехстороннюю встречу по Сирии. Переговоры прошли на фоне жесткого обострения отношений между Вашингтоном и Тегераном. Накануне американцы не только расширили санкции, но и начали формирование анти-иранской коалиции.
Данный трехсторонний формат, предложенный Биньямином Нетаньяху, не первая попытка дипломатического урегулирования кризиса в Сирии. В 2016 году под эгидой ООН стартовали переговоры в Женеве. Позднее Россия совместно с Турцией и Ираном инициировала астанинский процесс, а Великобритания, Египет, Иордания, Саудовская Аравия, США и Франция, работающие с сирийским оппозиционным Высшим комитетом по переговорам, организовали так называемую малую группу. Как и следовало ожидать, учитывая составы участников обоих форматов, они работают параллельно. Что же касается прошедших переговоров руководителей спецслужб, то тут, пожалуй, есть шансы на поиск взаимопонимания (и не только сугубо по Сирии) в силу специфики наработок такого рода структур.
По итогам встречи Патрушев сообщил о договоренности по большинству вопросов урегулирования в Сирии. За его словами о необходимости сохранения суверенитета и территориальной целостности Сирии прослеживается стремление получить от Вашингтона и его союзников признание легитимности нынешней власти в Дамаске и президента Башара Асада.
Парадоксально, но как раз Сирия в какой-то мере стала регионом, где интересы России и США (в основном через Израиль) ныне в некоторой мере отчасти совпали. И для России, и для Израиля присутствие ИГИЛ (экстремистская организация запрещена в РФ) в Сирии было неприемлемо.
Теперь Израиль добивается удаления из приграничных сирийских районов иранских и про-иранских сил, которые считает угрозой для своей безопасности. Вашингтон при президенте Дональде Трампе в свою очередь всячески подчеркивает, что разделяет израильские интересы на Ближнем Востоке. России же Иран, хотя на территории Сирии и нужен, но так, чтобы его влияние принципиально соотносилось с российским. К тому же расширение иранского военного присутствия в Сирии приводит к израильским авиаударам по ее территории, без которых Москва желала бы обойтись.
Наряду с этим Иран принципиально не разговаривает с Израилем, а теперь отказывается и от встреч с американским руководством, а Москва имеет навыки эффективного диалога с Тегераном. И такой расклад присутствует на том фоне, что в преддверии президентских выборов в США в условиях неизжитых противоречий с Китаем и Россией Дональд Трамп, хочется думать, все-таки на самом деле предпочел бы избежать войну с Ираном.