Как известно, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина выступила на прошлой неделе с весьма критической оценкой экономического положения страны. «Новые Известия» уже приводили самые интересные отклики на это выступление, и вот подоспело еще одно и весьма любопытное - от бизнесмена и популярного блогера Сергея Васильева:
«Наткнулся в выступлении Набиуллиной на один примечательный пассаж, про отсутствие у банков желания кредитовать бизнес.
«Если эффективный бизнес не готов инвестировать и спрос на привлечение финансовых ресурсов есть только у компаний в слабом финансовом положении, которым они нужны для выживания, а не для развития, то не стоит удивляться, что финансовый сектор неохотно кредитует компании».
Глава Центрального Банка этой фразой как бы оправдывает банковское сообщество, которое не наращивает кредитование корпоративного сектора. Мол, за кредитами в основном приходят те, у кого плохое финансовое положение, а банкам хотелось бы кредитовать тех, у кого всё хорошо.
И тут возникает резонный философский вопрос… а кто вообще берет кредиты в банках? Те, у кого все хорошо? Или те, у кого плохо?
Безусловно, банки были бы счастливы, если бы кредиты у них брали только богатые и состоятельные клиенты, с хорошими стопроцентными залогами, да еще и под прибыльный бизнес!
Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
Но в жизни-то всё как раз наоборот.
У богатого есть собственные деньги, ему не нужны кредиты, по крайней мере, под большой процент он их точно брать не будет. Кредиты берут как раз те, у кого денег не хватает, кто ищет варианты выживания.
И в этом нет ничего плохого, это и есть жизнь.
Непоследовательность в логике Набиуллиной заключается ещё в том, что она оправдывает банки в наращивании потребительских кредитов населению. Мол, пока что у нас еще низкий общий процент кредитов домохозяйств, до «пузыря» ещё далеко.
Но при этом с осторожностью смотрит на кредитование компаний, которым кредиты «нужны для выживания».
А в чём разница-то?
Обычный человек, берущий потребительский кредит под 30% годовых, разве берёт его от счастья? От уверенности в завтрашнем дне? Совсем нет, он берет его от безысходности, от желания как-то выкрутиться до получки, как-то дожить.
Так же и в бизнесе.
Никакая компания не хотела бы брать кредиты и залезать в кабалу процентов и залогов, но жизнь-то вынуждает. Нужно крутиться.
В общем, если госпоже Набиуллиной кажется, что она сумеет создать из российской банковской системы белый, пушистый и стерильный бизнес. С первоклассными залогами и беловоротничковыми заёмщиками, точно и в срок возвращающие проценты и кредиты, то она глубоко ошибается.
Банковский бизнес – тяжелый и рисковый бизнес, где нужно именно рисковать.
Только рискуя, можно двигаться вперёд...»