Posted 1 июля 2019, 11:02
Published 1 июля 2019, 11:02
Modified 7 марта, 15:51
Updated 7 марта, 15:51
С самого начала судебный процесс по делу шел с явным обвинительным уклоном. Более того – середина процесса ознаменовалась событием, достойным шпионского романа. Неожиданно выяснилось, что обвинительное заключение за следователей пишут совсем другие люди (спойлер – ими оказались сотрудники «Уралхима» - миноритария «Тольяттиазота», инициировавшего уголовные дела против бывших руководителей предприятия). Прокуроры и судья сделали вид, что ничего не заметили.
В эту пятницу защитники обвиняемых бывших руководителей предприятия и адвокаты самого ТОАЗа рассказали о вопиющих, на их взгляд, нарушениях и нестыковках в деле «Тольяттиазота».
- То, что надежда на справедливый исход минимальна, стало понятно после получения обвинительного заключения. Оно было передано адвокатам для ознакомления в электронном виде. Так вот – в свойствах файла мы обнаружили автора обвинительного заключения. Внимание: автором значится ОХК «Уралхим» - та самая якобы потерпевшая сторона, - недоумевает адвокат Денис Симачев. Автором нескольких приложений к обвинительному заключению оказался также «Уралхим». В нормальных, объективных процессах обвинительное заключение обычно пишет следователь на своем компьютере.
По словам адвокатов, в дальнейшем деталь, которая ставит под сомнение само существование уголовного дела, «забылась». Все объяснения следователей закончились молчанием и потупленным взором.
На днях в прессе появилось интервью представителя «УралХима» - адвоката Александра Низова. Он заявил, что «потерпевшая» компания понесла огромный материальный ущерб, и всё, что они хотели бы от судебного процесса – это возмещение потерь. Цифры защитник, правда, озвучить не пытался.
По мнению адвокатов «Тольяттиазота», доказательства и подсчет убытков также изобилуют нарушениями и противоречат здравому смыслу. По версии следствия, обвиняемые с 2008-2011 года продавали миллионы тонн аммиака и карбамида по заниженной цене, причинив, таким образом, «Тольяттиазоту» ущерб на миллиарды. Причем сумма причиненного ущерба равна стоимости 100% произведенной с 2008 по 2011 годы продукции. Адвокаты Денис Симачев и Александр Гофштейн так комментируют подсчеты следователей: - Начнем с того, что вся доказательная база состоит из обычного, легального документооборота хозяйствующего субъекта. Проверяются обычные договоры поставки. Но мы не против – исследуйте бухгалтерские документы, платежные поручения, - говорит адвокат Александр Гофштейн. – Но что происходит? Поставки исследуются выборочно. В подсчеты включены поставки только по тем месяцам, в которые цена была ниже и которые выгодны следствию, ведь цена на продукцию колеблется, она зависит от ситуации на мировом рынке.
«Возникают серьезные вопросы о беспристрастности экспертизы», —говорит Денис Симачев. – Сначала на стадии предварительного следствия двое экспертов сами признаются, что в своих расчетах ошиблись на 5,7 млрд рублей. С 91 млрд рублей ущерб снизился до 84 млрд. При этом, подсчеты одного эксперта противоречат подсчетам другого эксперта. На заседания суда авторы экспертизы вообще отказываются приходить.
Такое ощущение, что экспертам при проведении экспертизы поступило четкое указание, какими именно должны быть выводы. Но когда в суде стали один за другим вскрываться противоречия, эксперты просто испугались, говорят адвокаты.
Важная деталь: выявленные несостыковки в экспертизе гособвинение предметно ничем не опровергло, рассказывают адвокаты.
Юристы уверены, что дело «Тольяттиазота» - классический пример рейдерства со стороны миноритарных акционеров, причем отбирать бизнес заказчикам активно помогают правоохранительные органы.
А тем временем в Ирландии, где акционеры «Тольяттиазота» подали иск против «Уралхима», суд запретил «Уралхиму» взыскивать акции «Тольяттиазота». Судебный акт касается активов, на которые может оказываться воздействие в рамках уголовного дела против бывших руководителей «Тольяттиазота».
По сообщениям СМИ, «Уралхим» добровольно принял на себя обязательства не предпринимать никаких действий, которые могут повлечь обращение взыскания на акции ПАО «Тольяттиазот» до разрешения судом спора в Ирландии.
«Судебный акт накладывает запрет на взыскание акций Тольяттиазота в рамках текущих судебных разбирательств, в ходе которых «Уралхим» пытается доказать колоссальные убытки. Очевидно, что в случае успеха, следующим шагом стала бы попытка взыскать эти убытки, например, акциями ТОАЗА. Однако решение высокого суда Ирландии фактически блокирует такую рейдерскую схему», - поясняет Федор Трусов, управляющий партнер адвокатского бюро Москвы «Соколов, Трусов и партнеры».