Лишний раз подтверждена справедливость поговорки: новое – это хорошо забытое старое. Если кто не помнит, в школах Древней Греции детей учили: читать, писать, считать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, петь, а также различным видам тогдашнего спорта - борьбе, бегу, прыжкам, метанию копья и диска.
Ирина Зиганшина
Заметили, насколько разносторонне это образование? Потому и дали греки урок всему миру на все времена: их достижения в искусстве, их философии и естественных науках до сих пор считаются непревзойденными. В том числе и во многом благодаря умению играть на музыкальных инструментах и петь.
И вот новое подтверждение гениальности древних греков: согласно свежему исследованию, опубликованному в канадском журнале «Педагогическая психология», учащиеся старших классов, слушающие музыкальные курсы, на экзаменах по математике, естественным наукам и английскому языку получают значительно лучшие результаты, чем их немузыкальные сверстники .
А ведь уроки музыки во школах всего мира, в том числе и в российских школах традиционно считаются чем-то совершенно лишним, ненужным. И очень часто администрация частных школ, в целях экономии, урезает бюджеты в первую очередь за счет музыкальных занятий, считая, что лучше уделить больше времени преподаванию математики, естественных наук и языка.
«Наше исследование доказало, что это убеждение неверно: чем больше ученики увлекаются музыкой, тем лучше их успехи в других предметы, - заявили эксперты. - Учащиеся, которые учились играть на музыкальных инструментах в начальных классах и продолжали играть в старших классах, не только получили значительно более высокий балл, но и были примерно на один учебный год впереди своих немузыкальных сверстников в том, что касается их знаний английского языка, математики и естественных наук. Причем все это происходит вне зависимости от их социально-экономического положения, этнической и половой принадлежности.»
Исследователи подробно изучили данные более 100 тысяч учащихся государственных школ в Британской Колумбии, которые закончили 12 класс в период с 2012 по 2015 год. Причем туда вошли и школьники, которые изучали хотя бы один музыкальный курс в рамках обычной учебной программы. Эксперты, между прочим, обнаружили, что наибольших успехов в школьных дисциплинах добивались школьники, которые занимались инструментальной музыкой.
И вот почему. Научиться играть на музыкальном инструменте, а тем более играть в ансамбле очень сложно, - считают авторы. Человек должен научиться читать ноты, развивать координацию глаз и рук, уметь слышать партнеров и так далее... А все это вкупе играет огромную роль в повышение познавательных способностей ученика, его исполнительных функций, мотивации и эффективности.
Результаты этого исследования несомненно должны знать все, кто имеет отношение к школьному образованию. Только тогда появится надежда на то, что пренебрежительное отношение к урокам музыки, наконец, уйдет в прошлое. А мы хотя бы приблизимся к нашим великим предкам.