Posted 24 июня 2019, 15:08
Published 24 июня 2019, 15:08
Modified 7 марта, 15:55
Updated 7 марта, 15:55
Сейчас в России насчитывается 319 моногородов – населённых пунктов, в которых фактически вся жизнь зависит от градообразующего предприятия. Светлое будущее и процветание этим предприятиям никто гарантировать не может: от плановой экономики отказались уже давно. Зато финансовые проблемы старых неэффективных предприятий с раздутым штатом, из-за повышенной социальной ответственности ударяют по целым городам. Поэтому оздоровление экономики моногородов крайне важно.
Этим вопросом в правительстве озадачиваются уже не в первый раз: до недавнего времени существовала госпрограмма "Комплексное развитие моногородов" на период с 2016 по 2025 годы. Однако после того, как Счётная палата раскритиковала её неэффективность, эта программа была свёрнута.
Новая госпрограмма должна учитывать ошибки, допущенные при составлении предыдущей. Например, раньше учитывалось создание и постоянных, и временных рабочих мест, которые невозможно подсчитать, и которые могут закрыться в любой момент. Новая же программа подразумевает выход на создание 55,9 тысяч новых рабочих мест в год. Желательно, кончено, чтобы ещё и старые рабочие места при этом не сокращались. Также стоят цели обеспечить 214,3 млрд частных инвестиций в 2024 году вместо 95,1 млрд в 2019 году. В итоге через шесть лет доля довольных социально-экономической обстановкой жителей в моногородах должно вырасти до 30% с нынешних 22,8%. Такую цель амбициозной не назвать, зато реалистично.
Наибольшее влияние новая программа в теории должна оказать на Кемеровскую область, в которой насчитывается девять проблемных моногородов, Челябинскую область с семью проблемными городами, Карелию с шестью проблемными городами и Пермский край, где есть также шесть проблемных городов. Но это в теории. На практике же нет никаких гарантий того, что новая программа не повторит судьбу предыдущей. Спорных моментов в ней хватает.
Все эти 53,7 млрд рублей будут размазаны по множеству проектов, в том числе и инфраструктурным. В среднем выходит по 28 млн рублей на каждый город в год. Уже не столь внушительная сумма… И при рассмотрении отдельных проектов видны слабые места. Например, разработана программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса в моногородах. В её рамках предприниматели, чей бизнес не связан с деятельностью градообразующего предприятия, могут получить беспроцентный кредит на сумму от 10 млн до 250 млн рублей на срок до 15 лет с отсрочкой платежа на три года. Очень заманчивые условия!
Однако не обошлось без приличного количества ложек дёгтя в бочке мёда. Так, например, в 2019 году на финансирование этой программы выделено 1,3 млрд. рублей. Если все будут брать минимальные кредиты на 10 мл. рублей, то денег хватит на 130 предпринимателей. А в случае кредитования по верхней планке, денег и вовсе хватит лишь на 5 займов. И, видимо, чтобы не было толкучки в очереди за льготными кредитами, решили разработать методические указания по подготовке документов, занимающие 55(!) листов. А последним гвоздём в крышку гроба стало требование сразу же создать не менее 30 рабочих мест. Напомним: в среднем по России на каждом малом предприятии занято по 27 человек. Здесь же сразу на старте требуют показатели выше средних.
Такими темпами будет очень непросто развить разностороннюю экономику в моногородах, и избавить людей от зависимости от градообразующих предприятий. Самый главный вопрос сейчас - как будет изворачиваться Росстат, чтобы оправдать новую программу, ведь два провала подряд – это позор, который едва ли поддастся маскировке.