Прощание с прессой: бумажные газеты и журналы доживают последние годы?

6 июня 2019, 18:42
Совокупный тираж шести общероссийских газет - правительственной «Российской газеты», «Известий», «Коммерсанта», «Ведомостей», «Независимой газеты» и «Комсомольской правды» составляет чуть больше 1 миллиона экземпляров. Всего...

Обнародован ежегодный доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития».

Сергей Баймухаметов

Он вышел через полтора месяца после парламентских слушаний о проблемах печатных СМИ. По свидетельствам участников, происходящее в Госдуме напоминало диалог слепого с глухим. Представители СМИ говорили, что бумажная пресса умирает, необходима государственная помощь. В частности, надо убрать запреты на рекламу некоторых товаров, ослабить налоговую нагрузку на издателей и на предприятия, занимающиеся распространением прессы, контролировать тарифы на бумагу…

Чиновники и депутаты отвечали: «Издание и распространение прессы – это бизнес, и вы должны сами справляться со своими проблемами».

Но, крайней мере, все ясно и понятно.

А вот доклад Федерального агентства в части печатной прессы производит странное впечатление. С одной стороны – оптимистические утверждения и выводы, с другой – противоречащие им факты. Например: «Печатная пресса сегодня подошла к определенному поворотному моменту в своей истории, после прохождения которого интерес читателей к газетно-журнальной периодике и объемы рекламы в ней начнут расти».

В качестве доказательства – зарубежные примеры: «В Европе и Северной Америке тиражи печатной прессы потихоньку стабилизируются или даже увеличиваются, а в Азии – они и не падали... Газеты и журналы выигрывают не в оперативности, а в качестве».

И далее впритык - факт: «По данным Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), 40% всего взрослого населения планеты продолжает ежедневно читать именно газеты».

Но 40% - это явное падение. Какова общая тенденция?

В докладе говорится: «За последние год-два заметно выросли тиражи американских газет New York Times, The Wall Street Journal, Los Angeles Times».

Однако умалчивается, что тираж всемирно известного американского еженедельника Newsweek - второго по тиражу после Time - упал более чем в два раза, до 1,5 миллиона экземпляров. В 2012 году Newsweek из-за громадных убытков отказался от бумажной версии. Затем новый владелец пытался возродить ее, небольшими тиражами, уже без распространения в Европе. Словом, успехов не видно.

Еще раньше, в 2010-м, прекратился печатный выпуск третьего по популярности в США еженедельника - U.S. News&World Report.

Да и тираж Time за семь лет снизился на 19%.

А что в России? Доклад противоречив, не полон. После долгого рассказа об успешном опыте некоторых российских СМИ следуют краткие факты: «Печатные версии региональных изданий в 2018 году продолжали терять тиражи и доходы…Число зарегистрированных в Российской Федерации газет за 2018 год уменьшилось с 20 315 до 18 125».

Если уж о регионах, о полноте картины, то печально яркий отдельный пример - Татарстан. С января перестала выходить «Вечерняя Казань» - казалось бы, неотъемлемая часть жизни большого города в течение 40 лет. В 2018 году в республике закрылись 132 СМИ, в большинстве своем - информационно-рекламного характера. В 2017-м – 154 издания. Появляются и новые газеты, но в основном - сетевые.

То же самое происходит и на федеральном уровне, в Москве и Петербурге. Сейчас совокупный тираж шести общероссийских газет - правительственной «Российской газеты», «Известий», «Коммерсанта», «Ведомостей», «Независимой газеты» и «Комсомольской правды» - 1 211 000 экземпляров. (Тираж «Известий» в 1990 году - 11 миллионов, «Комсомольской правды» - 18,3 миллиона.)

В 2014 году прекратился бумажный выпуск «Московских новостей» - тех самых, провозвестника гласности в СССР. В 2016-м на цифровой формат перешли «Новые Известия» и «Московская правда». В Петербурге закрылись «Невское время» и «Вечерний Петербург».

Тенденция очевидна. Преобладает мнение, что окончательный уход печатных СМИ – лишь вопрос времени. Неизбежно происходит смена поколений. Молодежь, рожденная и выросшая в компьютерную эпоху, уже не имеет ментальной привычки к чтению бумажных газет, журналов и книг.

Исследователи проблемы считают, что дольше всех продержатся районные газеты. При этом как аргумент приводится локализация. Это процесс, явление, прямо противоположное глобализации. У «районок» - локальная аудитория, в них печатаются местные материалы, которых нет в интернете или в других изданиях. Однако главный секрет, скорее всего, в другом. Районные редакции нынче называются МАУ – муниципальное автономное учреждение. То есть финансируются за счет бюджета. Например, в одном из районов Калужской области с населением в 15 тысяч местная газета выходит тиражом в 1 тысячу экземпляров. Причем, в цвете. Однако в райцентрах есть сайты, освещающие жизнь округи. Рано или поздно интернет охватит и дальние деревни. К тому же круг читателей бумажной версии со временем, увы, еще больше сузится из-за ухода старших поколений. Вряд ли администрация станет содержать редакцию и типографию для издания тиражом в 300-400 экземпляров.

Возможен ли обратный процесс – возрождение бумажных газет и журналов? Предполагается, что к такому чтению будут предрасположены обеспеченные, благополучные люди. Дескать, когда их станет много, тогда и пойдут в рост тиражи печатных СМИ. И хотя практика Newsweek и U.S. News&World Report, выходящих в благополучных странах, вроде бы опровергает этот тезис, подождем, что покажет время.

#Аналитика #Кризис #СМИ #Журналистика
Подпишитесь