Неунывающий Китай нашёл оригинальный способ, как справиться с нынешним гегемоном. Предыдущая ставка в торговой войне с США – на распродажу US Treasuries из китайских резервов – уже можно признать, не сыграла. И Пекин сделал новую, - пишет в своем блоге аналитик Андрей Нальгин.
На днях председатель КНР товарищ Си Цзиньпин посетил провинцию Цзянси, где находится крупнейший комбинат по добыче редкоземельных металлов. Из этой провинции в 1934 году начался Великий поход китайской Красной армии. Товарищ Си возложил цветы к монументу партизанам и поговорил с их потомками. Это была первая поездка Си Цзиньпина после нового раунда торговой войны США с Китаем и введения драконовских санкций против Huawei. Естественно, её направление было выбрано не случайно.
По сути, это весьма тонкий намёк, что КНР готовится применить оригинальное оружие против крупнейшей высокотехнологичной державы. Это чудо-средство — редкоземельные металлы. Особенно кобальт и литий, которые используются в батареях смартфонов и автомобильных аккумуляторов. И на которые сохраняется высокий спрос. Например, мировые цены на кобальт за последние годы выросли в пять раз.
А кто контролирует его рынок в настоящее время?
Мировые запасы кобальта оцениваются примерно в 10,3 млн т. Россия, Канада и Австралия обеспечивают примерно по 5% глобальной добычи этого металла. На остальные страны приходятся копейки. А более 60% добываемого кобальта — это Демократическая Республика Конго. Та самая, которую в годы «холодной войны» контролировал СССР. И которая теперь попала в полное и безоговорочное ведение Китая.
При этом китайские товарищи действовали более эффективно, чем их советские учителя. Никакой идеологии, никакого светлого и чистого будущего — исключительно взятки политической элите. Причём, не самые большие. ВВП Конго на душу населения — один из самых низких в мире. В 25 раз ниже, чем в России. Китаю удалось вовремя подобрать африканскую страну под своё крыло, пока Штаты почивали на лаврах, и теперь возможность перекрыть конкурентам доступ к кобальту — важный козырь в начавшейся войне.
Кстати сказать, подобный, пусть и не стол мощный, козырь мог бы сыскаться и у России, но…
В Советском Союзе месторождения кобальта имелись в Азербайджанской ССР, в Тувинской АССР, на Северном Урале и в Красноярском крае. Но сейчас Хову-Аксынское месторождение в Туве фактически не разрабатывается, а ГОК «Тувакобальт», по некоторым данным, перешёл под контроль тех же китайцев. «Южуралникель» и «Уфалейникель», которые раньше выпускали этот металл, свернули его производство под предлогом неэффективности.
А единственный производитель кобальта в РФ сейчас, ГМК «Норильский никель», ещё в начале века законтрактовал почти весь свой кобальт для переработки на финском заводе Harjavalta, и теперь производимый там сульфат кобальта целиком идёт зарубежным партнёрам. То есть, Россия продажу него не контролирует. Кроме того, ГМК регулярно подчёркивает, что для него этот редкоземельный металл не является значимым источником выручки, а потому его разработка сверх согласованных объёмов экономически нецелесообразна.
Вот так Россия лишилась не только потенциального рычага давления на своего геополитического конкурента, но и уникальной возможности поучаствовать в распределении прибылей от зарождающегося аккумуляторного бума: потребность в средствах накопления электроэнергии, по прогнозам, будет удваиваться каждые три года. А всё потому, что сиюминутная выгода оказалась дороже стратегических перспектив.
Теперь понятно, почему Китай вопреки всему растёт и почти на равных тягается с Америкой, а Россия остаётся в экономической дыре и по длительности стагнации готова соревноваться с Японией?