Ирина Зиганшина
Американская психологическая ассоциация опубликовала результаты исследования, которое проливает свет на стабильность классовых иерархий. Как оказалось, люди, принадлежащие к более высокому социальному классу, считают себя способнее коллег из низшего класса. При этом другими такая неадекватная самоуверенность истолковывается как бОльшая компетентность. И во многих важных жизненных ситуациях, например при приеме на работу, чрезмерная уверенность в себе очень помогает.
«Преимущества порождают преимущества. Те, кто родился в высших эшелонах, скорее всего, останутся в высшем классе, а предприниматели с высоким уровнем доходом в подавляющем большинстве происходят из высокообразованных, состоятельных семей, - говорит ведущий автор исследования Питер Белми, доктор философии из Университета Вирджинии. - Наши исследования показывают, что социальный класс формирует отношение людей к своим способностям, а это способствует тому, что классовые иерархии передаются от одного поколения к другому».
Чтобы изучить связь между принадлежностью к определенному классу и уверенностью в себе, а также тем, как это влияет на восприятие окружающих, ученые провели серию из четырех исследований.
Участниками самого массового из них стали более 150 000 владельцев малого бизнеса в Мексике, обратившихся за кредитами. Исследователи получили информацию о доходах заявителей, их уровне образования и том, как они оценивают свое положение в обществе. Кроме того, участники прошли психологические тесты, которые якобы должны были использоваться для оценки их кредитоспособности, а после их завершения по просьбе ученых сообщили, как, по собственному мнению, они выступили по сравнению с другими. Сравнив реальные результаты тестов с оценками заявителей, исследователи обнаружили, что чем выше были образование, доход и социальная принадлежность участников, тем искреннее они верили в то, что достойны большего, чем их соперники из более низкого класса.
Еще одно исследование было проведено с участием 236 студентов, которые должны были ответить на полтора десятка вопросов, касающихся разных областей знания, а также сообщить о своей социальной принадлежности, доходе своих семей и уровне образования родителей. Некоторое время спустя студенты участвовали в видеозаписи мнимого собеседования, а более 900 «судей» в онлайн-режиме оценивали их компетентность. Как и на предыдущих этапах исследования, психологи обнаружили, что студенты из более высокого социального класса, как правило, более самоуверенны. Но было и кое-что новое -- не имеющая под собой оснований самоуверенность была истолкована «судьями» как компетентность: их посчитали более перспективными кандидатами.
Доктор Белми считает, что такой эффект может объясняться разницей в жизненных ценностях представителей разных классов: «Те, кто принадлежит среднему классу, всегда стараются выражать то, что они думают и чувствуют. Даже если им не хватает знаний, у них есть мнение по любому поводу. У рабочего класса ценности иные: честность, смирение, соответствие своему месту в иерархии. Принято считать, что каждый думает о себе, будто он лучше остального большинства. Результаты нашего исследования показывают, что на самом деле такой тип мышления свойствен представителям среднего и высшего классов».
Видимо, как бы ни возмущало нас социальное неравенство, оно неистребимо. Более того, никто в нем по большому счету не виноват: несмотря на свои реальные способности и заслуги, высшие классы без всякого злого умысла искренне считают себя лучше, а все остальные их в этом поддерживают.