Очередным занимательным постом поделился в ФБ легендарный радиоведущий Сева Новгородцев:
«Невозможно русскому человеку без мата. Не может он без него и непременно куда нибудь вставит, например, в шахМАТы, или в слово «банкоМАТ». Это аппарат, выдающий гражданам наличные. Деньги поступают из банка, отсюда «банко», но мат то тут при чем? Могут возразить, что слово у итальянцев взяли.
В это я могу поверить. В середине семидесятых, когда я беспаспортным эмигрантом задержался в Италии на полтора года, то подрядился написать учебник русского языка. Провёл небольшое исследование и выяснил, что у итальянского с русским примерно 800 общих слов. Арка, ария, аборт, опера, еврей, тенор и так далее. Или, вот — банкомат.
Сегодня мы вспоминаем это замечательное устройство, позволяющее достать из стенки червонец на пиво в любое время суток, потому что его изобретатель Джон Шеппард-Баррон, умер 9 лет назад, дожив до 84-х лет.
В середине 60-х он однажды опоздал в банк, не достал денег, раздосадованный пришёл домой и, чтобы успокоиться, принял ванну. В этом погруженном в теплую воду состоянии его и осенила мысль, что деньги можно вынимать из автомата подобно шоколадке или бутылке лимонада.
Джон Шеппард-Баррон был изобретателем, имел связи, ему удалось встретиться с управляющим банка Барклайз и за распитием розового джина объяснить ему идею.
Последовали разработки, пробы, тесты. Наконец, в 1967 году устроили премьеру. Известный комический актер Редж Варни перед телекамерами вынул из стены первую десятку.
Тогда это были приличные деньги, на десять фунтов можно было кутить субботу и воскресенье. Настоящая, неподдельная банкнота, вылезающая из аппарата, произвела впечатление. «И нам такую же!» — сказали в других отделениях банка.
Кредитных и дебитных карточек тогда еще не придумали, клиентов отоваривали особыми чеками, которые надо было вставлять в аппарат. Чеки имели особую разметку, были пропитаны изотопом углерода 14, а главное, заветные четыре цифры, которые человечество теперь знает как пин-код.
Изобретателем пина надо бы считать жену Шеппарда-Баррона, Каролину. «Я могу запоминать цифры — сказала она мужу за кухонным столом, — но не больше четырех». Уважая супругу, Шеппард-Баррон сделал шифр четырехзначным.
Сегодня банкоматы расплодились необычайно, их в мире больше полутора миллионов. Даже в Антарктиде, на научной станции Мак-Мурдо один стоит, ученых обслуживает. Не знаю, зачем им там деньги, но видимо с деньгами лучше даже во льдах.
Средняя сумма, которую берут в Британии — 65 фунтов.
Дело развивается, уже появились машины для слепых. Служебная собака-поводырь обучена зубами карточку в щель вставлять. Что потом происходит я понимаю неотчетливо.
Может она же, собака и пин-код набирает. Вы же видели дрессированных песиков в цирке. Умные, канальи.
Есть такие, что всю таблицу умножения вам за кусочек сахара пролают...»
Справедливости ради стоит отметить, что и банкоматы потихоньку уходят в прошлое вместе с самим понятием «наличные деньги». Об этом напомнила в комментариях к посту Новгородцева жительница столицы Эстонии Наталья Гальцова:
«А у нас в Таллинне сокращается количество банкоматов. При оплате менее 25 евро даже пин-код не нужен, карточку приставить к терминалу и всё. Даже в электричке картой платишь. А продукты и пр.по интернету заказать можно, заказ или в специальные шкафы вроде камеры хранения кладут, после работы едешь и по дороге забираешь. Или drive-in, подъезжаешь в определенное примерно время, номер заказа говоришь, тебе в пакетах выдают. Ну или курьер на дом привозит. Очень много времени экономится. Я уж и не помню, когда наличные снимала...».