Posted 5 июля 2018, 10:57
Published 5 июля 2018, 10:57
Modified 7 марта, 16:54
Updated 7 марта, 16:54
Конечно, люди догадываются, что в любых непонятных ситуациях с банкоматами надо звонить в техподдержку и блокировать карту, а потом ехать в ближайший офис банка и писать заявление о восстановлении или перевыпуске. Там же, к слову, можно и снять наличные деньги со счёта. Но специалисты по обслуживанию банкоматов и информационнойбезопасности дают более подробные "инструкции".
"Какие-то финансовые учреждения в случае любой неполадки уничтожают изъятые карты и отправляют на перевыпуск, - цитирует инженера по обслуживанию банкоматов 4pda.ru. - Как правило, это занимает до пяти рабочих дней. Некоторые вытаскивают карты и доставляют в ближайший офис. Либо договариваются с клиентом об удобном месте выдачи. Выездные технические специалисты сегодня не имеют права доставать карты из спецлотка банкомата и возвращать клиентам... Существуют два сценария изъятия:
Решение о том, ждать возврата карты или же перевыпускать её, принимает владелец. Как правило, перевыпустить проще. Ведь неизвестно, когда именно приедут инкассаторы, как быстро кредитка попадёт в нужный офис и насколько просто её разблокировать.
Если человек вообще не получил деньги, то со счёта они, скорее всего, не списались, а заморозились до подтверждения успешности транзакции. Последней, разумеется, не происходит купюры всё ещё внутри аппарата".
Если банкомат не смог сформировать нужную сумму или произошёл обрыв соединения с хостом, то обычно происходит автовозврат рублей на счёт, поскольку операция помечается как не прошедшая.
"Деньги уйдут в специальную кассету со сброшенными купюрами, - говорит специалист по информационной безопасности. - То же может случиться в результате сбоя при выдаче налички, диспенсер банкомата — сложная и временами капризная штука. Вся информация в таких случаях записывается в журналы. Желательно сразу звонить в банк, деньги вернут, это распространённый случай".
Хуже, если со счёта списалась вся сумма, а выдана только часть. Тогда намного труднее доказать, что недополучил деньги. Поэтому первое, что надо сделать: пересчитать выданную наличку, встав напротив встроенной в корпус камеры. Это облегчит будущее банковское расследование. И, разумеется, нужно сразу звонить в техподдержку — объяснять ситуацию.
"Такое происходит в основном в банкоматах, где деньги идут по конвейерным ремням, - говорит специалист по обслуживанию банкоматов. - За время эксплуатации они немного растягиваются, купюры идут на большем расстоянии друг от друга. Устройство выдачи может просто не дотянуться до части купюр, а захватить и выдать только ближайшие к нему".
Но бывают и такие ситуации, когда банкомат не зачислил внесённый платёж. Тогда нужно обратиться в банк и, желательно, с чеком. Но если и его аппарат не выдал, то не беда: по результатам расследования вся сумма будет зачислена клиенту, поскольку все операции логируются. По мнению специалистов по обслуживанию банкоматов подобные эпизоды зачастую происходят по вине клиента: "В большинстве банкоматов есть ограничение на количество принимаемых (и выдаваемых) купюр — 40 штук. На экран выводится предупреждение, но не все обращают на него внимание и могут превысить лимит. Часто среди купюр оказывается посторонний предмет — чек или другая мелочь из бумажника. Конечно, происходит замятие.
По заявлению картодержателя начинается банковское расследование. Устройство инкассируется, определяется излишек. Если он соответствует цифре, которую назвал потерпевший, деньги зачисляются на его счёт. Если внесённая сумма — платёж по кредиту, нужно попросить финучреждение об отсрочке на время расследования, чтобы не начислялась пеня.
Однажды была такая ситуация: поступил вызов с причиной "средства не зачислены на счёт". Пожилая клиентка подняла панику — как так, обкрадывают! На месте выяснилось, что в "проблемном" аппарате физически не было купюроприёмника, рубли он мог только выдавать. Пострадавшая об этом просто не знала, и сумела по одной купюре затолкать наличные в устройство выдачи".
Специалисты по компьютерной безопасности комментируют и другие обывательские страхи - насчет NFС-интерфейсов (систем бесконтактного снятия данных), которыми для удобства пользователей оснащают многие банкоматы: такие сканеры вроде бы вполне безопасны — по состоянию на январь 2018 года в России они не замешаны ни в одном случае мошенничества. Но есть риск нарваться на жуликов в другом месте: теоретически злоумышленник может ходить по общественному транспорту в час пик и снимать деньги с помощью обычного платёжного терминала. Тогда лучше носить карточку в специальном чехле, защищающем от электромагнитного излучения.Также стоит отметить, что вор или случайный прохожий, нашедший карту с NFC, может пойти в магазин. И до упора оплачивать покупки на сумму 1000-1500 рублей — это стандартные лимиты, до которых не требуется вводить PIN-код.
Специалист по обслуживанию банкоматов отмечает, что есть и еще один риск - нарваться на сам банкомат, к которому мошенники добавили свои "гаджеты": "На поверхности банкомата не должно быть никаких проводов и посторонних устройств в районе картоприёмника. И то и другое, скорее всего, будет располагаться снаружи корпуса, поскольку иначе его нужно сверлить, это будет заметно. Для получения PIN, как правило, навешивается направленная на клавиатуру видеокамера. Она может быть даже спрятана под рамкой, которая закрывает клавиатуру. Или может быть тоненькая плёночка, которая накладывается на клавиатуру или прячется под неё".
Специалист по информационной безопасности говорит, что сегодня распознать подобные устройства не всегда просто: "С появлением 3D-принтеров злоумышленникам гораздо проще выпускать скиммеры под различные модели банкоматов. Легко заметить лишь самые примитивные штуки: следы клея, пластик другого цвета, слишком выпирающую клавиатуру. А pinhole-камеру, установленную на потолке для подглядывания за PIN, вообще очень сложно найти. Поэтому при вводе кода прикрывайте его другой рукой.
Тем не менее гарантированных способов защиты нет. Есть сомнения в надёжности конкретного устройства? С него лучше ничего не снимать. Поищите банкомат там, где сложно установить скиммер, — скажем, в отделении банка".
Если вы, что с вашего счёта утекают суммы, а карта лежит в бумажнике, то первым делом её нужно заблокировать. Однако этим задача не ограничивается: при грамотном подходе и удачном стечении обстоятельств украденное можно вернуть.
"Как только приходит оповещение о странном снятии, нужно сразу бежать к банкомату или терминалу, - говорит специалист по обслуживанию банкоматов. - И попытаться провести операцию по карте. Это даст отметку о том, что кредитка не была утеряна и находилась в совершенно другом месте — не там, где производилось обналичивание. То есть карта была сдублирована, и банк скорее всего вернёт деньги, поскольку это его вина, что данные украдены".