Posted 14 мая 2019, 08:15
Published 14 мая 2019, 08:15
Modified 7 марта, 16:01
Updated 7 марта, 16:01
Как уже сообщали «Новые Известия» 13 мая в Екатеринбурге противники постройки Храма-на-Воде обрушили ограждение территории у Театра драмы, где должна была начаться стройка объекта. Охрана бросила охранять периметр и выстроилась вокруг шатра, где, как предполагают собравшиеся, заложен первый камень храма. Проникнувшие за ограждение участники акции потребовали появления на ней мэра Екатеринбурга и заявили, что планируют установить палатки, чтобы заночевать в сквере.
Разумеется, эту ситуацию не обошли своим вниманием социальные сети.
Политик Дмитрий Гудков выразился остроумно, вспомнив знаменитую триаду «Самодержавие, православие, народность»:
«В Екатеринбурге народность выступила против православия и самодержавия. Жители города не хотят, чтобы, не спрося их, именно в сквере построили очередную церковь.
(...)
Отменили выборы мэра, поставили управлять городом назначенца - и начались столкновения на площадях. Власть защищают какие-то спортсмены-рукопашники, неотличимо похожие на бандитов. Полиция вежливо топчется в сторонке: это в Москве за повреждение зубной эмали дают квартиры. Как с этим на Урале - не очень понятно.
А где же РПЦ? Та самая, которая не мир нам несёт, но меч? Зелёные человечки стояли за спинами женщин и детей, чёрные человечки подыскали спины понадёжнее?»
Поддержала протест жителей Екатеринбурга и общественный деятель Алёна Попова:
«Не просто против строительства храма там люди. Там граждане и горожане. Уважающие себя, своё право решать и принимать решения, знающие свои права, осознающие то, что власть топчет человеческое достоинство всех, кто не у кормушки и не «свой» (ну потому что не друг, тренер, повар, брат, сват, сосед первого лица). На мнение людей уже давно плюёт эта власть с высоты своего беспредельно высокого, оторванного от реальности, полёта.
Граждане уже давно воспринимаются только как рабы системы, либо как те, кого надо обобрать, либо как те, кого надо заставить молчать в тряпочку или посадить. Но при этом именно в наши карманы лезет власть, именно нас обирает, именно граждан делает нищими (21 млн нищих в нашей стране-лидере по росту количества долларовых миллиардеров). И именно мы обеспечиваем власти такую возможность: плевать на нас и наши жизни, и наше мнение.
Любое возмущение - это аргумент «они хотят Майдан» или «2% дерьма», или «иностранные агенты». Неее. Ведь правда и логика, что налогоплательщики и работодатели власти не «дерьмо» и не «агенты» может уничтожить «стабильность»: обнищание людей, посадки, аресты, запугивания, пропаганду.
Распыление газа в толпе и спортсмены в штатском (равно как и казаки) - это все методы, которые мы наблюдаем чаще и чаще...»
А известный екатеринбургский журналист Дмитрий Колезев написал о том, почему так важен протест против строительства этого храма: «Я не могу сказать, что я противник строительства храма. Но я точно противник применения силы к протестующим людям. Тем более — применения силы незаконной, неконтролируемой. Сегодня в Екатеринбурге против людей фактически действовала частная боевая группа. Это очень тревожно, и на месте тех, кто считает себя государственниками, я бы задумался. Мне кажется, это как раз сильнее угрожает государству, чем неисполнение принятого решения по строительству храма. Как известно, лишь государство может обладать правом на насилие.
Ещё я противник хамства, грубости и немотивированной агрессии. И когда я смотрю видео, на которых спортсмены (настоящие «титушки», конечно) унижают протестующих, угрожают им — мне очень неприятно, что это происходит в нашем городе. Что варварство на глазах побеждает культуру.
Я не могу сказать, что я против храма, но я точно против того, чтобы храм появлялся вот так. Не думаю, что такой храм принесёт благодать. Даже если храм построят (в чем я сомневаюсь), это будет храм, над которым будут смеяться, который будут не любить, который иные будут даже презирать. Это будет храм, который скорее повредит вере, а не укрепит её. Он многих неверующих лишь сильнее озлобит по отношению к православию, а кого-то из верующих заставит усомниться: за теми ли пастырями они следуют?
Как вы понимаете, это сугубо личное мнение.
(...)
Я бы выделил в екатеринбургском протесте против строительства храма три смысловых уровня.
Первый — это, собственно, «урбанистический» протест: не хотим храм, а хотим сквер, фонтан, пруд. Удобная городская среда важнее, чем храм. Это самый поверхностный уровень, хотя именно эта идея артикулируется.
Второй уровень — политический. Люди против, так как с ними не советуются. Решения принимаются без них. Жителей города не допускают до решения городских вопросов. Ни дума, ни Градсовет не работают как инструменты согласования интересов. Власть мы по сути не выбираем. «Они нас даже не представляют».
Третий уровень — мировоззренческий. Это протест сторонников модерна против традиции и архаики. В строительстве храма они видят символический возврат к прошлому, а им хочется двигаться в будущее. Это касается не только Екатеринбурга, но и страны в целом».
Тот же Колезев сообщил в своем блоге о том, что губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, кажется, решил найти компромисс в этой проблеме. Во всяком случае он сказал::
«Вчера в Екатеринбурге группа горожан вышла протестовать против установки забора на земельном участке, где планируется построить храм святой Екатерины. Люди конфликтовали с охраной площадки, уронили ограждение, отказывались уходить и требовали сохранить сквер.
Это сложная ситуация. В ней можно понять и верующих, для которых восстановление храма святой Екатерины в городе — вопрос, который поднимается из года в год и который все равно нужно решать. И протестующих горожан, для которых важно сохранить каждый кусочек зелени и деревьев в центре Екатеринбурга.
Сейчас моя главная задача как губернатора — добиться мира, спокойствия и понимания. Уличные конфликты — это не путь, которым можно решить проблему. Я думаю, что самый правильный шаг сейчас — организовать прямой разговор двух сторон друг с другом. Я готов выступить посредником в этом разговоре. Сегодня в 16. 00 я жду в своем кабинете по пять представителей с каждой стороны. Прошу и протестующих, и сторонников строительства храма выбрать парламентеров. Подходите к резиденции губернатора, вас встретят и проводят.
Мы поговорим и всё обсудим. Выслушаем друг друга. Мы постараемся вместе найти выход из сложной ситуации ради будущего нашего общего города, любимого Екатеринбурга».