Супруга музыканта Николая Манагадзе написала отчаянный пост ФБ прямо с места событий – из аэропорта «Домодедово»:
«Коллеги, музыканты, SOS! Просим распространить информацию, возможно, найдутся знакомые юристы, знающие и компетентные люди, нужна огласка. Сегодня мой муж после концерта в Консерватории, направлялся на рейс в Дубай. Сейчас у него отбирают скрипку на таможне "Домодедово"! Скрипка находится у него в аренде, принадлежит швейцарскому фонду, все документы имеются. Была ввезена 3 дня назад, на таможне отказались оформлять временный ввоз, мотивируя тем, что по закону это необходимо только иностранным гражданам. Сотрудники таможни отказываются вызывать представителя Минкульта и хотят изъять скрипку на основании того, что это «культурная ценность»! (по их словам все, что старше 50 лет— культурная ценность). Это грабёж открытый! Сейчас его держат в закрытом помещении и не пускают меня к нему.
UPD. Для того, чтобы изъять инструмент, Коле инкриминируют статью 226.1 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов».
В интервью «Эху Москвы» Бакнина пояснила:
«Это скрипка известного швейцарского фонда, старинная, XVIII века, она представляет определенную ценность. Все это написано в сертификате, договоре аренды. Эти документы были предоставлены как на въезде, так и на выезде. Мой муж гастролирует с этой скрипкой по всему миру, никаких проблем ни на каких границах никогда не возникало. Мой муж приехал на три дня, чтобы поучаствовать в акции «Бессмертный полк» и сыграть концерт. Он пропустил свой самолет, потерял деньги за билет, потерял сегодняшний рабочий день. Я уже молчу про нервы, потому что для музыканта скрипка это не просто инструмент, это часть жизни, как ребенок. Невыносимо представить, что она попадет в чужие руки, тем более по договору мой муж не имеет права ее передавать...»
Она также сказала, что сотрудники таможенной службы проигнорировали предоставленные документы и изъяли скрипку, вместо акта об изъятии оформив акт отбора проб и образцов товаров. На требование вызвать эксперта сотрудники таможни ответили отказом. Просьбу предоставить письменный отказ они также проигнорировали.
Возникает единственный вопрос: какими правилами руководствуется российская таможня, сначала пропустив скрипку на территорию России, отказавшись от декларированная ее ввоза, а затем при выезде - задержав ее временного владельца словно матерого контрабандиста?