Вчерашняя катастрофа «Суперджета» в аэропорте «Шереметьево» вызвала массовую реакцию в социальных сетях. Напомним, что на борту лайнера находились 78 человек, включая членов экипажа, 37 человек выжили, 41 погиб...
При этом основной причиной гибели людей в хвостовом отсеке стала попытка некоторых пассажиров достать из багажных полок свои вещи. «По предварительным данным, из опроса очевидцев следует, что когда самолет ударился о землю и загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна и они погибли в огне», - сообщил еще вчера «Интерфакс».
Зато багаж спасли!
Именно это в высшей степени циничное поведение соотечественников возмутило блогеров.
«Самое дикое, это то, что пассажиры из горящего самолета выпрыгивали по надувному трапу - с чемоданами и сумками! Полсамолета охвачено адским пламенем, люди живьем горят, а они - сумки доставали! Я этого просто представить себе не могу...» - пишет Дмитрий Клейн.
Историк и политолог Сергей Медведев обратил внимание и на преступный, но уже ставший обыденным пофигизм не столько спасавших свое барахло пассажиров, сколько служб спасения «Шереметьево»:
«Ролик, снятый из салона, где за иллюминатором горит двигатель и слышны крики "мамочка", видео самолета, прыгающего, как мячик, по ВПП, и еще одно -- где он огненным болидом с подломленными стойками вспахивает полосу, оставляя за собой след горящего топлива, -- все это, конечно, страшно, но меня больше всего поразил вид эвакуации из пылающего лайнера, где люди съезжают по надувному трапу и разбредаются по летному полю.
Ни пожарных машин наготове, ни дежурящих карет скорой помощи -- все, как мы знаем по фильму "Экипаж" и прочим фильмам катастроф -- кто-то из работников аэропорта трусцой бежит к самолету, криво едет через поле желтый автопогрузчик, а люди устало бредут по полю, словно в провинциальном аэропорте, где пассажиры с борта заходят пешком в терминал. Все выглядит до абсурда обыденно, причем в руках у многих сумки -- и в какой-то момент ты понимаешь, что, возможно, одно место спасенной ручной клади = одной жизни пассажира из хвостовой части.
Я не готов судить о технической части, но моих дилетантских знаний хватает на то, чтобы подозревать, что молния не должна выводить из строя современный самолет. Впрочем, правды мы все равно наверняка никогда не узнаем, как не узнаем точного числа жертв. И даже если власти скажут правду, то все равно не поверим. Так уж у нас все устроено: спасаемся поодиночке и коллективно соглашаемся с враньем, две стороны одной и той же выученной беспомощности...»
Один из комментаторов этого поста, Слава Игнатин, приводит пример из другой, неведомой в России жизни:
«У нас в Торонто лет 15 назад самолет Air France сгорел после посадки, укатившись в овраг за полосой во время грозы. 309 человек выскочили из горящего самолета за минуту, все выжили. Чемоданы и ручную кладь никто не пытался брать! Если бы там были наши соотечественники думаю выскочила бы половина, но с чемоданами...»
Почти все «Суперджеты» стоят у забора сломанные
Второй темой для обсуждения стал сам злосчастный самолет, который с самого, широко разрекламированного свое появления вызывает только негативные отклики. Один из них, самой Валентины Матвиенко, привел в своем блоге бдительный журналист Павел Пряников:
«Спикер СФ Валентина Матвиенко в ноябре 2018 года: «Этот Sukhoi Superjet 100 сделали. Ну кому он нужен? Он не годится для региональных перевозок. «Аэрофлот" говорит: «купили, стоит у борта». За рубеж никто не покупает. Самолет на самом деле на 80%, если не больше, зарубежный. И чего мы достигли? «Я постоянный критик SSJ-100. Сколько денег закачено. Где деньги?!» Вопрос ГДЕ ДЕНЬГИ!? теперь и высшие чинуши задавать начали (а все российские деньги в Лондоне и в офшорах). (Тогда же прозвучала цифра, что только 56% Суперджетов у «Аэрофлота» летали, а остальные стояли)...»
Кстати, сетевое издание The Insider на условиях анонимности поговорило с опытным пилотом «Аэрофлота» и узнало много интересного по поводу безопасности полетов в России. В том числе и это:
«Я работаю в «Аэрофлоте» около 10 лет. За это время отношение к людям сильно изменилось. Если раньше чувствовалось, что есть конкуренция в отрасли, то есть были «Трансаэро», S7, другие компании и можно было пойти работать в другое место, если тебя что-то не устраивает, то сейчас фактически никакой конкуренции нет. «Аэрофлот» — монополист, и начальники стали себя вести как монополисты. На любое предложение они отвечают: «Ты же знаешь, где отдел кадров — вот туда свое предложение вместе с заявлением на увольнение и неси».
Безопасность наше руководство интересует только опосредованно, а в первую очередь оно думает о своих премиях. Если случается какая-то минимальная поломка (например, колесо спустилось), это огромные потери: самолет не может вылететь обратно, и всех пассажиров, которые там находятся, надо размещать в гостинице, люди потеряют стыковки с другими рейсами, соответственно, им надо будет компенсировать эти расходы, покупать другие билеты. Это означает, что самолет не прилетит туда, куда он должен был прилететь, поэтому там всех пассажиров тоже надо будет отправлять в гостиницы. Будет многочасовая задержка до прилета следующего самолета в этот город, на борту самолета привезут нужное колесо и прилетят люди, которые могут это колесо поменять. Но если это не крупный город, скорее всего, самолет летает раз в день, то есть задержка составит минимум сутки. Финансовые потери от подобного происшествия гораздо выше, чем если держать минимально необходимые запчасти во всех крупных городах, куда летает «Аэрофлот». А таких задержек уже было миллион. Почему? Потому что руководителям наплевать, они эти расходы списывают на разные статьи. Зачем выделять из бюджета деньги на лишние запчасти, которые можно направить себе на премии, а если что-то случится, это списывают на операционные издержки, показывают убыток, и это не влияет на их доходы.
Если на крыле скапливается лед, его нужно убрать. Зачастую говорят: да ладно, что вы ерундой занимаетесь, вылетайте так. И многие вылетают...
Допустим, сломалась печка на кухне. По документам лететь нельзя. Подобные вещи руководство говорит не записывать в бортжурнал, чтобы вы потом могли сказать, что якобы не знали о поломке. Летите, а потом на базе уже поменяют. Но на самом деле никто не может знать, как эта печка сломалась — она просто не греет или сейчас загорится? Это может знать только инженер, который ее разберет и посмотрит. Это вряд ли приведет к катастрофе, но риск здесь неуместен. При этом зачастую говорят: да ладно, что вы ерундой занимаетесь, вылетайте так. И многие вылетают.
Про поломки на Sukhoi Superjet
Недавно из всего парка самолетов Sukhoi Superjet — порядка 30-40 — летало меньше 10. Все остальные стояли у забора сломанные. Это правда российской, а когда-то и советской авиадействительности, что с запчастями все очень плохо. Если сломается дворник на Airbus, на следующий день он прилетит с завода, и Airbus простоит максимум сутки, а скорее всего, вообще не простоит, потому что дворник будет просто лежать на складе в Шереметьево. А если на Superjet дворник сломался, значит, сейчас мы его начнем производить. Месяца через три мы его сделаем и еще месяц будем вам его доставлять. Все это время самолет с огромными потерями для авиакомпании будет стоять у забора, потому что не имеет права летать без дворника.
Реально мы не производим Sukhoi Superjet, а только собираем. Сборка Superjet проходила в Комсомольске-на-Амуре, и при этом даже ее качество было настолько низким, что с самолетом огромные проблемы. В плане эксплуатации он безумно неэффективен. Но «Аэрофлоту» его навязывают. Проект Superjet принадлежит Путину, соответственно, вариантов не купить этот самолет нет. «Аэрофлот» недавно заказал еще 50 машин, то есть проблема будет расти, как снежный ком. Наверное, когда-то этот самолет доведут до ума, но какими средствами и какой эксплуатационной ценой? Рейсы отменяют, задерживают очень часто. Пилот, который летает в Воронеж на Superjet, говорит: у меня каждый раз лотерея: 50% — я улетаю, 50% — нет. Это вообще не показатель для авиакомпании, чтобы рейс выполнялся с вероятностью 50%, просто финансовая катастрофа...»
Социолог Алексей Рощин уверен, что эти самолеты навязывает «Аэрофлоту» само государство:
«Справедливости ради, помню много случаев, когда бывало и наоборот при авиакатастрофах: чудом спасались несколько человек из самого "хвоста", а вот бизнес-класс погибал весь и без шансов. Люди уже постят вовсю список "летных происшествий" (то есть аварий) в этом году с самолетами "СуперДжет" - по счастью, до сих пор обходилось без жертв. Их было 8! Восемь "звоночков", которые никто не услышал.
Опять же справедливости ради: Аэрофлот давно и всеми лапами, как может, отпихивается от «Суперджетов», фактически уже который год ведет откровенную кампанию антипиара в отношении этих самолетов, направо и налево рассказывает, что считает их "наименее надежными" из имеющихся у него в наличии... Все бесполезно - Родина приказывает эксплуатировать, Аэрофлот не может ослушаться. Вот в чем, кстати, опасность госсобственности в авиаперевозках! Менеджеры работают не на людей, а на государство, а государство требует соблюдать "государственные интересы": в «Суперджеты» вбуханы миллиарды государственных баксов, если теперь от Джетов откажется Аэрофлот, кто ж их вообще будет брать?! Аэрофлоту от Джетов просто не дадут отказаться. "Государственный престиж"!
И да, как я уже сказал - никто не даст объявить причиной катастрофы техническое состояние или, не дай бог, конструктивные недостатки лайнера. Хотя версия "молнии", которой пока упорно придерживаются, как бы откровенно намекает, что с самим самолетом было что-то не то: реально авионика НЕ ДОЛЖНА выходить из строя так тотально даже от удара молнии, вообще-то удар молнии должен быть для современного самолета штатной ситуацией! А тут, по последней версии, после "удара молнии" на самолете вышла из строя вообще вся электроника, и пилот сажал его полностью вручную, "на глаз", как какой-то кукурузник.
Все это похоже на какой-то бред. Но очень похоже, что погибнуть должны были вообще все. Спас пресловутый "русский авось"...»
Ну и наконец, третья тема обсуждений – это отвратительное поведение российских государственных (и не только!) СМИ, упорно продолжавших замалчивать катастрофу, когда весь мир уже говорил о ней. Точно так же поступали СМИ и во времена СССР.
Вот что написал в ФБ писатель Борис Минаев:
«Ну вы знаете, я сейчас переключал каналы ТВ. Единственный (я не шучу) единственный канал, по которому шел прямой репортаж из Шереметьево, прямой, непрекращающийся, с включениями всех кого можно, с видео, которое сделали очевидцы - это Москва-24. Везде по всем каналам идет либо просто то, что в программе - сериалы и проч., либо даже по информационным каналам (!) РБК и Россия-24, только бегущая строка и картинка в левом нижнем углу. А в кадре остроумные ведущие ручками и глазками развлекающие публику огромным, просто огромным сюжетом о российском прокате «Мстителей» (это прямой эфир, чтоб вы не сомневались), или высоко-умный репортаж пропагандонов про Америку и Венесуэлу. А смотреть на картинку просто страшно, самолет сгорел наполовину. И никакие там не 13. И ничего не понятно. Никакие вы не журналисты. Никакие вы не информационщики. Вы - позор нации просто. «А Москва-24» молодцы. Реально...»
Вчерашняя трагедия показала, как наши так называемые ответственные лица поднаторели в вопросах пиара. В попытках минимизировать панику после аварии и сместить акценты с ее причин на другие вещи, чиновники и авиакомпании занимались осознанным искажением информации и вбросами.
Олег Кашин написал о том, как Следственный комитет намеренно оперировал количеством выживших, а не погибших и выпустил к журналистам юную пиарщицу для достижения эффекта всеобщего сочувствия.
Авиаэксперт Анастасия Дагаева написала о том, что «Аэрофлот» на своём сайте также вывесил списки не погибших, а выживших.
«Аэрофлот» сначала публикует список выживших пассажиров, а уж только потом - в глубокой ночи - скорбит по погибшим.
Также поступил и аэропорт — Шереметьево.
Зато три раза после трагедии «Аэрофлот» менял обложку в Facebook, и поменял на правильную чёрную - в глубокой ночи.
Первый канал в сюжетах избегал называть марку самолета: Сухой в эфире был назван Сухим лишь единожды.
Списки погибших так и не опубликованы. Даже к утру.
А выводов как обычно не будет. Ну кроме того, что официальные лица и чиновники своими действиями в конце-концов добьются абсолютного недоверия со стороны общества. И когда это случится - трудно понять, к чему приведёт.
Мнение Минаева полностью разделяет другой писатель – Сергей Беседин:
«Забыл вчера поделиться впечатлением от просмотра "Вестей" по "России". Про пылающий SSJ, конечно, ни слова. Зато огромный сюжет о том, как в эстонском городе, кажется, Йыхви, проходят совместные манёвры НАТО и вооружённых сил Эстонии. Простые эстонцы, разумеется, категорически против...»
И дальше:
«Мы уже привыкли, что большое начальство нам врет на каждом шагу. Оно только открыло рот, а все уже понимают - поздравляем вас, гражданин, соврамши!
Нету практики обычного, человеческого общения с обывателем. Чтобы директор компании "Аэрофлот" вышел в прямой эфир, обнажил голову и произнёс:
- Простите нас, родные погибших, если сможете. Самолёт - сырое дерьмо. Все они будут немедленно сняты с эксплуатации, а мы постараемся выплатить вам компенсацию по максимальной мировой ставке.
Вместо этого будет целый снежный ком историй - от удара молнии до вмешательства НЛО, бородатого шахида, который прикручивал часовое устройство к турбине и внезапно появившегося украинского истребителя. Все, чтобы не признать, что наше криворукое импортозамещение полностью провалилось. Все, чтобы, не дай бог, не подумали, что в нашем отечестве человек дороже машины. Наоборот - машина дороже! И настолько дороже, что Росавиация на голубом глазу уже обещает продолжить эксплуатацию SSJ. Чем-то напоминает славные тридцатые-сороковые, когда за расплавленную втулку на хреново собранной советской полуторке шофёр отправлялся на север лет на десять. Потому что грузовик - это ого-го, грузовик! А шофёры - ну кто их считает...
Но разве баре когда-нибудь будут оправдываться перед холопами?»