"Все года и века и эпохи подряд
Все стремится к теплу от морозов и вьюг
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено только на юг?"
(В. Высоцкий, "Белое безмолвие")
Таинственность, магнетическая неподвижность и безмолвие Севера веками манит к себе, очаровывает поэтов, философов и путешественников. Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве продолжается выставка «Таймыр. Гений места». Она повествует о жизни и уникальной культуре коренных малочисленных народов, первозданной природе этого дикого и ещё малоизученного российского полуострова.
В художественном пространстве экспозиции переплетаются застывшие во веках древние традиции и ритуалы и современное искусство русских художников-авангардистов, пленённых Арктикой со времен её активного исследования Советской Россией в 20-30 годах прошлого века.
Сливающиеся с небесами недостижимые горизонты Заполярья, двоемирие, трансцедентность и священнодействие, преисполненные во всех вещах, всех животных и птицах, и в ритуалах шамана, и, конечно, в самой властвующей над всем природой, лишь крохотной крупицей которой оказывается живущий здесь человек.
Понадобились усилия нескольких коллективов, чтобы воплотить в жизнь и донести до зрителя этот непростой замысел экспозиции и рассказать о Гении места, сотворившем Таймыр.
Долганские календари (паскаалы), ритуальные маски, элементы шаманского культа и другие уникальные этнографические экспонаты XIX — начала XX века рассказывают о культуре нганасан энцев, ненцев, долган и эвенков. Коллекции были предоставлены для выставки из фондов Таймырского краеведческого музея.
Новым прочтением открылись сотрудникам Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства отчеты «забытой» этнографической экспедиции на Таймыр 1965 года.
Собрания фотопортретов, акварельных рисунков и эскизов художников, полевых дневников с той экспедиции запечатлели быт, сцены из жизни, обычаи, праздники и будни коренных народов территории, материальную и духовную культуры, многое из этого сегодня уже утрачено. Советская экспедиция под руководством известного исследователя народного искусства Нины Каплан проводилась в 1965 году, в том числе, и в утилитарных целях. Объезжая территории Заполярья, исследователи собирали информацию о состоянии художественных промыслов и ремесел в поселениях Арктики, на основе этих данных партийные органы налаживали на местах небольшие кустарные производства. Совершенно иначе воспринимаются эти экспедиционные зарисовки сегодня, в России, перешагнувшей 70%-ый порог урбанизации.
Экспозицию предваряют бивни мамонта… Переданный из коллекции Государственного Дарвиновского музея уникальный экспонат переносит на тысячелетия назад. Останками мамонтов и сейчас плотно усеяны ледяные земли Таймыра. Эти древние гигантские животные в мировоззрении коренных народов Крайнего Северы священны, им отведено место божеств, и они не вымерли вовсе, а только спустились в подземный мир и поддерживают там космический миропорядок и равновесие на Земле. На протяжении веков мастера-косторезы используют бивни для изготовления предметов быта, украшений, культовых предметов.
По верованиям нганасан, сами же люди полуострова произошли от птицы краснозобой казарки. Некогда нырнула она в арктические ледяные воды и принесла со дна несколько песчинок — из них сотворена земля была, и появились затем первые племена человеческие.
Цвета оперения птицы-прародительницы — красный, чёрный и белый — сакральны для нганасан. В этой трёхцветной гамме и с выстраиванием сложного геометрического узора они шили и декорировали одежду, обувь, расписывали утварь, орудия труда, тотемы.
В красно-черно-белых тонах оформлена экспозиция. Распространенную у этноса символику видим в центральной оси выставки. Отзеркаливающие белые следы полозьев нарт скользят по безграничной черной полярной ночи и со всех сторон ведут к дому: круглому чуму, сливающемуся в одно и с очагом, и с красным огненным солнцем.
Выставку артефактов из Краеведческого музея Таймыра два месяца назад привезли в Москву. Искусствоведы вдохнули в нее новую жизнь, проведя параллели с творчеством художников-авангардистов прошлого столетия и современных авторов. Калейдоскоп древнего искусства, дополненный экспонатами и картинами из Московского музея современного искусства, заиграл новыми красками.
Начало двадцатого века — годы зарождения в западно-европейском искусстве кубизма и экспрессионизма, обратившегося к культурам народов Африки, Азии и Океании. Русские художники той поры черпают вдохновение в землях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Нганасанский костюм и коллекции нганасанских вещей впервые привезли в музейные собрания Санкт-Петербурга только в 1907–1913 годах, где их экспонировали на фоне сенсационных открытий арктических экспедиций того времени. Этнографические выставки в Императорском музее и Кунтскамере, лекции о древнем искусстве в петербургских галереях стали точками притяжения для художников «Союза молодежи», под чьим крылом творили Малевич, Филонов, Марков, Бубнова, Розанова, Матюшин и другие мастера искусства. Неисчерпаемым источником для идейных открытий стала для художников и архаичная нганасанская одежда с ее лаконичным красно-бело-черным геометрическим орнаментом, самобытными деталями декора, эффектным наспинным черным квадратом, несущим магическую смысловую нагрузку у древнего народа, постоянно кочующего по бескрайним белоснежным равнинам. Кто знает, быть может, идея для создания самой обсуждаемой картины русского искусства родилась у Казимира Малевича при созерцании черного мехового лоскута из оленьей шкуры на нганасанской парке?
Тайны древней культуры Севера притягивают к себе людей искусства и по сей день. В центральном зале выставки представлено творчество современных художников и сценографов. Горизонтали — равнины и горизонты безбрежной тундры; вертикали — оси чума и скудного древа — есть ключевые константы мироздания, которое в представлении народов Таймыра имеет трехчастную структуру: нижний, земной и верхние миры. Эта философия древних народов удивительным образом резонирует с современным течением в искусстве, ищущем «метафизические измерения» мира.
Видеоинсталляция Милы Введенской «Формула белого пространства» обращает нас к древним шаманским обрядам, а «Ось. Горизонт. Пересечения» в исполнении актеров-перфомеров Норильского заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского олицетворяет построение традиционного жилища народов Севера — чума. Ритуальное действо сопровождается завораживающей медитативной этнической музыкой, которую в 70-х годах прошлого столетия в своих экспедициях на Север записали и сохранили в партитурах музыканты Московской консерватории.
Самыми ценными, самыми загадочными экспонатами кураторы выставки называют впервые выставляющиеся за пределами Арктики костюмы последних шаманов нганасан - Тубяку и Демниме Костеркиных. Наголовник, нагрудник с выполненным в металле священноликим изображением, повязка на глаза и идолы для совершения ритуалов. Всю эту атрибутику и свой обрядовый костюм шаман называл трепетно «дедушкой», который помогал ему переноситься в невидимый потусторонний мир для общения с духами.
Таймыр — затерянная в снегах и метелях бескрайняя тундра. Полуостров, хранящий в себе исчезающие виды флоры и фауны, дошедшие до нас с Ледникового периода. Громадное и величественное плато Путорана с тысячами безымянных рек, тектонических озер и водопадов. Вечный полярный день, переходящий в вечную полярную ночь. Край безмолвия и первозданной красоты. Горизонты, слившиеся с небесами.
Частичка Арктики прямо сейчас в Москве. Музей декоративно-прикладного искусства ждет гостей, чтобы вместе отправиться в путешествие по Крайнему Северу, прикоснуться к этому микрокосмосу, к Гению места Таймыра.
"Север, воля, надежда, — страна без границ,
Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья.
Воронье нам не выклюет глаз из глазниц,
Потому что не водится здесь воронья";
"Наше горло отпустит молчание,
Наша слабость растает, как тень.
И наградой за ночи отчаянья
Будет вечный полярный день".
(Владимир Высоцкий, "Белое безмолвие")