Изнурительная девятилетняя война жителей Троицка за сохранение леса, кажется, подходит к печальному финалу. В интернете на странице защитников леса сообщения - как сводки с фронта, и с каждым днём все тревожнее.
Людмила Бутузова
8 февраля. В лес заехала тяжёлая техника. В течение нескольких часов осуществлялись бурильные работы. Разрешительная документация на производство работ отсутствовала. Была вызвана полиция. Работы приостановлены.
14 марта. Буровая установка последовательно перемещается по 15 точкам внутри лесного массива между микрорайоном В и Октябрьским проспектом, пробуривая скважины и осуществляя забор грунта. Из документов у рабочих только ордер на производство земляных работ на Октябрьском проспекте (а, конечно, же не в лесу!), выданный администрацией Троицка. Помимо недостоверного адреса, не имеется ни одного документа, дающего право на осуществление работ.
27 марта. Лес размечен под вырубку. Разметку большого участка под видом зачистки сухостоя произвели рабочие, представившиеся сотрудниками ООО "Геосфера". Осмотр показал, что «сухостой» имеет розово-коричневый окрас коры. Это прямое доказательство, что деревья живые и здоровые. Очень похоже, что выработана определенная схема действий по уничтожению лесов. В соседнем поселении Первомайское уже вырублен сосняк под возведение мотошколы, объектов развлечения и паркинга.
Инициативная группа «Друзей Троицкого леса» объявляет «мобилизацию» населения и распространяет памятку – что делать и куда сигнализировать, если, находясь в лесу, вы увидели работу буровой установки. Инструкция на двух страницах: «фиксируйте нарушения на каждой из увиденной вами точек. Обратиться по факту работ в лесу и нарушений экологических и административно технических требований можно и нужно на горячие линии Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и Объединения административно-технических инспекций г. Москвы, а также через их электронные приёмные…»
- Я выучила наизусть телефоны и адреса, но так испугалась, что всё вылетело из головы, - рассказывает девушка Саша с Октябрьского проспекта. – Сначала услышала звон, как будто треснула большая хрустальная ваза. Никогда не думала, что с таким звуком падает поваленное дерево. Потом увидела машину и рабочих с пилами. Надо было что-то делать, а я просто стояла и плакала. Машина была в кустах, как раз поперёк маршрута, по которому мы гуляем с ребёнком, это метров двести от дома. Меня сейчас укоряют: надо было подойти поближе и хотя бы сфотографировать номер машины. Я была с коляской и не могла рисковать. В лес зашли очень агрессивные люди. Раньше нас – тех, кто против застройки. - просто материли, а сейчас применяют силу как к врагам государства. Местная власть этому потворствует - ведь мы, с их точки зрения, противимся развитию Троицка – не даём строить в лесу социальную инфраструктуру. Перевернули всё с ног на голову: разве можно экологическую катастрофу оправдывать социальной необходимостью?
То, что Троицкий лес активно готовят к скорому уничтожению сомнений у горожан нет.
- Местные власти шли к этому планомерно и последовательно девять лет, мы как могли препятствовали и оттягивали застройку примыкающего к городу лесного массива, - рассказала «НИ» член инициативной группы защитников Троицкого леса, юрист Ольга Сластунина. – Силы не равны. В Троицке всего 60 тысяч жителей, активных человек двести – не хватит, чтобы живой цепочкой «обнять» лес, как это делают в больших городах, или под воздействием массовых протестов заставить власть раз и навсегда отказаться от губительных для природы планов. Конечно, мы были не одни. Все эти годы нас поддерживали экологические организации, политические партии. На нашу сторону встал Совет по правам человека при Президенте РФ, вскрывший вопиющие нарушения московских и федеральных законов, прямые подлоги в градостроительной документации. НО… Начальная цена вопроса по застройке Троицкого леса - 3 миллиарда рублей бюджетных средств. Деньги заложены в инвестиционной программе Москвы на 2019-2020 годы. Чтобы их по-быстрому освоить, наши троицкие власти побегут поперёд бульдозеров, а если придётся, то и сами будут грызть каждое дерево...
Справедливости ради, зубы на Троицкий лес точат не только местные чиновники. Свой интерес и у столицы – именно московские чиновники первыми начали проталкивать строительство многополосной автомагистрали через зелёный массив, а не в обход, что было бы удобнее для города и безопаснее для экологии. Но кто берёт в расчет экологию, когда вплотную к городу «гуляют» 50 гектаров зеленых площадей, за горизонт – к Калужской области, уходит еще 350 га и невелика беда отщипнуть от этого «бесхозного» богатства десяток-другой гектаров под магистраль и сопутствующие объекты придорожного сервиса. В конечном счёте, ведь все для горожан, для эффективного развития присоединённых территорий. Но, если старшие братья так озабочены благополучием скромного городка, как могут остаться в стороне родные отцы Троицка. И вот уже горадминистрация вынашивает планы по строительству многоярусных гаражных комплексов с автомойками (уже строятся), стадиона, спортивных и торговых центров. Не надо быть пророком, чтобы предугадать дальнейший ход событий. Вскоре окажется, что «социальных объектов» в лесу явно многовато и для элементарной их загрузки потребуются новые жители и новые жилые комплексы. Застройщики будут вгрызаться в лес дальше и дальше, и Троицк облысеет, как большинство подмосковных городов.
Сценарий более чем реалистичный, если учесть, что по соседству с гаражами и торговыми центрами будет и школа на 2100 мест. Жителей, озадаченных гигантизмом будущего учебного заведения и вырубкой целого массива под это дело, убеждают, что жалеть пару сотен деревьев для социально значимого объекта – это негосударственный подход, учёба для детей важнее, чем прогулки в лес за гербариями. В ответ на эту демагогию написана сотня жалоб в прокуратуру и органы власти: «Строительство школы использовано чиновниками для захвата леса, в качестве тарана для начала освоения уникальной природной территории. При том, что расположенные на значительном расстоянии, активно развивающиеся районы Троицка (Изумрудный, Радужный, Заречье, ул.Городская, Текстильщиков и др.) задыхаются без школ в шаговой доступности, а места для их размещения там имеются».
Доводы горожан остаются без ответа. Похоже, девять лет борьбы жителей Троицка за свои права так утомили чиновников всех уровней, что многие склонны считать: роль Троицкого леса преувеличена, его используют как орудие политического противостояния с властями и надо волевым решением положить этому конец. Положили. К сегодняшнему дню огромная лесная территория размечена под вырубку. Стволы бессчётного числа исполинских сосен, елей, берёз, дубов полыхают красными отметинами, означающими приговор на уничтожение. Освоившаяся в лесу тяжелая буровая техника недвусмысленно подтверждает, что так и будет.
В научном мире столицы демарш властей вызвал бурю негативных эмоций.
Татьяна Черненькова, заведующая сектором Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, считает, что разбрасываться таким богатством, как Троицкий лес, преступно. По её словам, это устойчивое сообщество, которое надо сохранять, и лучшим способом могло бы стать образование здесь природного парка. Но власти в очередной раз продемонстрировали первобытное отношение к природе: ради сиюминутной прибыли выжать из неё всё здесь и сейчас, а дальше - хоть трава не расти. Настоящее административное варварство, говорит она, не понимать, а скорее – игнорировать тот факт, что Троицкий лес – уникальное достояние столицы, базисная экологическая территория её юго-западного направления. Это полноценный природный комплекс, состоящий из естественных экологических систем и нетронутых природных ландшафтов с множеством обитающих здесь краснокнижных животных и растений. В Москве, где практически 100% населения живёт на территории с высоким или очень высоким уровнем загрязнения воздуха, Троицкий лес, благодаря благоприятной юго-западной розе ветров, обеспечивает мегаполису поступление чистого воздуха и поддерживает устойчивый безопасный микроклимат. Вот эти, без преувеличения, зелёные легкие столицы, чиновники и застройщики собрались вырезать и уничтожить уже в этом году, недоумевает собеседница.
- Чтобы увидеть, какое богатство сохранилось в двух десятках километров от МКАД, достаточно подняться на 17 этаж жилого дома, - говорит Ольга Сластунина. - Открывающаяся с высоты картина поражает: сколько хватает глаз – лес, лес, лес. Для благополучия людей это бесценно. Для чиновников – как для муниципальной верхушки Троицка (под руководством главы города, руководителя Совета муниципальных образований Москвы Дудочкина), так и для стройкомплекса Москвы в лице столичного Департамента развития новых территорий (руководитель - бывший министр ЖКХ Подмосковья Жидкин) – основного получателя и распорядителя бюджетных средств по застройке территории лесного массива, - наш лес всего лишь лакомый кусок.
Само «развитие» Москвы на новых территориях рассматривается муниципально-региональным тандемом исключительно как синоним уничтожения и застройки Троицкого леса, - считает Сластунина. Формально федеральное и московское законодательство запрещает хозяйственное освоение таких территорий и требует их сохранения. Но разве закон чего-то стоит, когда на кону застройка обширной территории за бюджетные средства?
- Все обделывается по накатанной схеме, - рассказывает активистка. - На карте леса та или иная его часть просто отрисовывается под застройку, а затем эта нарисованная схема утверждается главой администрации Троицка или Советом депутатов с помощью откровенных манипуляций с градостроительными документами – где надо, закрываем глаза на генплан, очень хочется – корректируем правила землепользования и застройки. Затем следует решение Градостроительно-земельной комиссии г.Москвы (председатель – Собянин, заместитель – Хуснуллин ), и «нужная» территория леса выводится из состава Особо охраняемой зеленой территории. Далее Департамент городского имущества Москвы( руководитель – Гаман) своим распоряжением оформляет такое решение комиссии и участок леса молниеносно ставится на кадастр как территория под застройку с соответствующим видом разрешенного использования. При этом участкам внутри леса присваивается ложный, несоответствующий действительности адрес уже якобы существующей городской застройки, т.е., совершается служебный подлог. Но правоохранительные органы, по непонятным, а если без лукавства, то по вполне понятным причинам, остаются безмолвными и безучастными по отношению к происходящему, несмотря на многочисленные обращения и протесты жителей.
- Я ничего не упустила в накатанной схеме по захватам лесных территорий? – вопрос Ольги обращён в пространство, и вряд ли можно ожидать, что разработчики схемы признают свое детище неэффективным или противоречащим интересам народа. Поэтому вывод собеседницы горький: - Распил леса по всей Москве – что в старой, что в новой её части – происходит именно так: кулуарно и под шелест купюр, который чиновникам гораздо приятнее, чем шелест листвы на деревьях.
В Троицке, по словам собеседницы, распил происходит с особым цинизмом: лес губят, прикрываясь потребностями жителей и интересами детей.
- Вы ещё не забыли гигантскую школу, которую будут строить в лесу? В тех районах Троицка, где школы действительно крайне необходимы, их строительство даже не планировалось, а неоднократные требования жителей сохранить лес и обеспечить детей школами в шаговой доступности полностью игнорируются. Более того, одна из действующих школ по решению местной власти сдана в аренду коммерческому колледжу. Одновременно искусственно, за счёт привлечения большого количества учащихся соседних поселений, создается дефицит школьных мест. Ликвидировать его решено за счёт строительства школы НЕ там, где она крайне необходима, НЕ там, где просят жители и НЕ там, где размещение школ по отношению к жилью предусмотрено московскими стандартами. Гигантский объект решено строить в глубине лесной территории; в отдалении от районов Троицка. Вывод напрашивается только один: здравый смысл и требования законов не в состоянии остановить чиновников и застройщиков, когда уже слышится заветное шуршание миллиардов бюджетных денег, и маячат карьерные высоты. Для достижения этих целей не гнушаются ничем...
Не таким уж преувеличением кажется это утверждение, когда читаешь письма жителей в редакцию или заходишь на их городские форумы: на тех, кто собирает подписи за сохранение леса, нападают, избивают, отбирают собранные подписные листы. И, наоборот, голоса за скорейшую вырубку леса организованно получают, задавливая подневольных бюджетников, сотрудников местного ЖКХ. В школах собирают экстренные родительские собрания, где руководство фактически принуждает родителей срочно подписывать бумаги за застройку леса. Дело дошло до того, что детям в школах раздавались задания с требованием принести на следующий день подписи обоих родителей за застройку.
И вот представьте: что могут противопоставить горожане всей этой организованной административной мощи? По нынешним временам только флеш-мобы и одиночные пикеты в защиту леса и собственного достоинства. Конечно, не сидит сложа рукии группа граждан, объединившаяся в 2010 году в движение «За сохранение Троицкого леса». Активно бегает по инстанциям, в том числе – судебным, защищая своё право на благоприятную природную среду. В инициативной группе есть юристы, экономисты, архитекторы. Они собрали целую коллекцию документов, подтверждающих статус Троицкого леса, а также, мягко говоря, излишнюю вольность в обращении с лесными землями со стороны различных заинтересованных лиц. Правда, некоторые активисты сочли разумным сойти с дистанции после недвусмысленных предупреждений. Например, юрист движения «За сохранение Троицкого леса» Ирина Урюпина подверглась обстрелу в своей машине, когда ехала в Москву с пакетом документов, подтверждающих незаконность планов застройки. Тогда, слава богу, пострадал только автомобиль. Но и ряды борцов поредели.
Чем помочь?
- Не знаю, - честно говорит Сластунина. – Хотелось бы изменить систему так, чтобы главенствовал закон. Из ближних целей... Дайте знать, что мы не одни, и что спасение Троицкого леса - не местечковая проблема. Без "зелёных легких" пропадёт вся Москва.