После того, как Абдель Азиз Бутефлика заявил об отставке, на улицы городов Алжира вышли тысячи демонстрантов. Они отреагировали на это заявление массовым уличным праздником, звучат автомобильные клаксоны. Один из протестующих в эфире национального телевидения поблагодарил Аллаха. Впрочем, и сами массовые протесты в Алжире стали лишь следствием - у Бутефлики серьезно обострились проблемы со здоровьем и глава генштаба алжирской армии Ахмед Гаед Салах потребовал объявить его неспособным выполнять свои обязанности и отстранить от должности. Из Алжира пытались уехать представители богатейших семей страны, но им запретили пересекать границу, а некоторые из нуворишей были задержаны. "НИ" собрали мнения экспертов по теме "второй арабской весны".
Андрей Чупрыгин, старший преподаватель школы востоковедения НИУ ВШЭ:
- Конечно, это никакая не новая "Арабская весна", ни в Алжире ни в Турции ничего такого не происходит. Если взять Алжир, то там просто смена персоналии, то есть первого лица. Бутефлика - человек уже пожилой, больной, болезнь у него достаточно тяжелая. Инсульт, и он от него еще не оправился.
Но это не значит, что там не произойдёт смена политической обстановки. Бутефлика сказал, что он не будет участвовать, но если послушать других первых лиц страны, то ничего нового от них не слышали. Это продолжение политики Бутефлики, для России тем более никаких изменений не пройзойдет - не будет ни дальнейшего сближения ни удаления.
Что же касается возможности гражданской войны в Алжире между исламистами и сторонниками светского пути, то Алжир на протяжении последних лет представляет собой слабое звено среди стран на Севере Африки. Последний саммит Лиги арабских государств в Тунисе закончился в общем-то ничем. Члены этой организации обратились к Алжиру с просьбой помочь Ливии выйти из кризисной ситуации. Но Алжир и сам в непростой ситуации - исламистский фактор там был в последние десятилетия силен всегда. И силён до сих пор. Исламисты могут воспользоваться ситуацией и попробовать "взять" предстоящие выборы. Но опыт соседних стран показывает что даже в разбитой-развалившейся Ливии они никак не могут взять полную власть. Нет у них поддержки.
А что касается Турции - то там оппозиция "взяла" Анкару. Пишут - "несмотря на репрессии". Но что значит - репрессии? Пишут, что Эрдоган тех посадил, этих посадил. Но и на предыдущих выборах он победил с минимальным отрывом. Он стабильно выигрывает в сельской местности, в муниципалитетах, а в крупных городах его позиции слабы или он даже проигрывает и ничего странного в этом нет. И в России посмотрите на итоги выборов в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Понятно, что у каждого политика своя электоральная база, а судя по тому, какую политику Эрдоган ведет в последние годы - видно, что он опирается прежде всего на негородское население.
Дмитрий Микульский, доктор исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН:
- Я думаю, что это нельзя назвать новой "Арабской весной". Надеюсь, что в Алжире ситуация купируется властями. Уход Бутефлики - процесс регулируемый, он был совершенно необходим в виду слабого состояния здоровья,он сделался фактически калекой. Так что это отставка, происходящая в рамках правящей партии, Фронта национального освобождения. Найдутся другие кадры - слава Богу, потому что стабильный Алжир - это благо для всей Северной Африки.
В Алжире очень сильные спецслужбы, сильная жандармерия. Я не раз там бывал и видел что буквально каждый околоток контролируется полицейским или жандармом. Поэтому я уверен, что светским властям удастся спасти Алжир от повторений кровавых событий 1990-х годов. Разве что в отдаленных горных районах и традиционных кварталах столицы они попробуют устроить бунты, но их купируют.
Что же касается Турции,то происходящие там изменения демократическо-парламентского характера. Несмотря на репрессии, что много людей после попытки переворота посадили в тюрьмы - оппозиция-то сохранялась. Определенные традиции демократической жизни, многопартийности, в Турции есть, так что все это закономерно. Но, наверное,определенное иностранное вмешательство тоже присутствует. Посмотрим.
Егор Седов, журналист, эксперт по ближневосточным революциям 2010-2011 годов:
- Больше всего происходящее в Алжире напоминает так называемую "медицинскую революцию" (или "медицинский переворот" - она же "Первая Жасминовая революция") в соседнем Тунисе в 1987 году, когда тогдашнего диктатора и первого президента Хабиба Бургибу сменил диктатор и второй президент Зин аль-Абидин Бен-Али. Бургиба тоже был тяжело болен, хотя и не до такой степени, как Бутефлика. Тогда в Тунисе был созван консилиум, и престарелого Бургибу отстранили из-за недееспособности.
Пока что в Алжире - хунта. Реально - военная элита, которая пытается удержать власть на фоне массовых протестов. Хунта и добилась решения об отставке.Что дальше? Сложно пока сказать. Но не исключено и то, что произошло в Тунисе после Второй Жасминовой революции ("Арабской весны")- движение к демократии.
Что касается выборов в Турции и почему Эрдоган не боится того, что оппозиционеры стали мэрами крупнейших городов - сложно понять, до какой степени Эрдоган "не боится". Виду не покажет, факт. Но его режим вступает в полосу довольно тяжелых испытаний. Сам же он в свое время заметил: "Кто выиграл Стамбул - выиграл Турцию". Даже, заметим, не Анкару, а именно ключевой город. Теперь эти слова ему напомнили. Но с другой стороны - это похоже и вот на что - на выборы 1989 года в Ленинграде. Тогда народ "прокатил" всех провластных кандидатов. Но немедленного коллапса СССР не наступило.
"Вторая волна" ближневосточных революций теперь вряд ли будет. Они, скорее всего, пойдут разрозненно. Арабским революциям 2011 года сильно поспособствовал климат планеты: чрезвычайно засушливое лето предыдущего 2010 года, снижение экспорта продовольствия, повышение цен на продукты питания... особенно сильно это ударило по Северной Африке.
Теперь такого, скорее всего, не случится, но революции, конечно, будут вспыхивать. Где напряженность и авторитаризм, там и они - рано или поздно. Тот же Алжир уже бунтовал в ходе "Арабской весны", но Бутефлика тогда оказался хитрее и удачливее соседей.
Рамис Юнус, американский политолог, эксперт по странам Ближнего Востока
- Демократические традиции с самого начала 90-х настолько сильно укоренились в Турции, что прошедшие муниципальные выборы четко показали приверженность турецкого общества основам демократии и светского пути развития этой страны и являются началом заката эры Эрдогана, который своим популизмом и авторитарным правлением за последние годы нанес огромный урон авторитету Турции на политической карте мира, испортив при этом отношения со всеми своими стратегическими партнерами по НАТО - главным военно-политическим альянсом западного мира, где Турция всегда играла важную роль и занимает особое место и очень важно, чтобы Европа и США правильно услышали бы этот месседж Турции и ее общества. Поэтому сравнивать политические процессы в России с Турцией, включая и выборы всех уровней немножко не корректно,так как у России такого опыта демократии практически не было. Однозначно должно поменяться поколение политиков, сформировавшихся во времена Советского Союза, так как ждать от них демократических преобразований в стране немножко наивно, тем более учитывая, что эти люди командуют сегодня политическим "парадом" во всех сферах общественно-политической жизни России.
- События в Алжире можно и нужно рассматривать не как новую "арабскую весну", а как продолжение арабской революции, которая в 2011 году не завершилась сменой президента Бутефликак, как это было в других арабских странах. Напомню, что тогда президент Бутефлика смог удержать власть, пойдя на уступки оппозиции и приняв законы по демократизации политической системы страны, благодаря чему было принято более либеральное законодательство о выборах и отменен многолетний режим чрезвычайного положения. Однако в последние годы недовольство президентом Алжира росло из-за коррупции и плохой экономической ситуацией в стране, безработицей и нехваткой жилья. Львиная доля доходов Алжира приходится на продажу нефти, страна так и не смогла за многие годы дифференцировать свою экономику. А решение президента Бутефлика выдвинуться на новый срок просто оказалось за чертой допустимых компромиссов и как результат новые протесты и его вчерашняя отставка. Теперь самое главное, чтобы ситуацией не воспользовались радикальные исламисты, как это было в некоторых арабских странах. Учитывая, что исламское политическое движение, которое никуда не исчезло из Алжира, продолжает свою деятельность, можно допустить, что они очень быстро могут набрать силу. Поэтому Евросоюз и особенно Франция, как бывшая метрополия Алжира должны внимательно следить за идущими там процессами и не догонять поезд, а его направлять, иначе если ситуация в стране выйдет из-под контроля, то во Францию хлынут многочисленные беженцы из Алжира, что может создать огромные проблемы для этой страны.