Миллионы алжирцев выходят на улицы, требуя отставки президента Абдель Азиза Бутефлики, а он все не уходит и не уходит...
82-летний Бутефлика редко появляется на публике после инсульта, перенесенного в 2013 г. Неделю он фактически сдался, отказавшись бороться за свой пятый президентский срок на выборах, которые должны состояться 18 апреля. Одновременно Бутефлика пообещал провести реформы, которые сделают политическую систему государства более инклюзивной, - передает France24.
Но в отставку Бутефлика не ушел, заявив, что останется на посту до принятия новой конституции - фактически продляя срок своего президентства. Этот маневр привел в ярость алжирцев и отвратил от президента многих союзников.
Бутефлика известен своими способностями к политическому маневрированию, благодаря которым он мог переиграть любого соперника. В 1999 г., первый раз победив на президентских выборах, он вырвал реальную власть у тайной военной структуры, известной как «Le Pouvoir» ("Власть").
В 2015 г. Бутефлика убрал с ключевого поста могущественного начальника разведки Мохамеда Медьена, которого называли “Бог Алжира”. В прошлом году уволил дюжину генералов из армейской верхушки.
Но после месяца непрерывных демонстраций начальник штаба ВС генерал-лейтенант Ахмед Гаед Салах поддержал протестующих авторитетом армии, заявив в минувшую среду, что они борются за "благородные цели”.
Это стало главной неудачей для Бутефлики, который сохранял свои позиции в течение многих лет с опорой на армию и олигархов, финансировавших его избирательные кампании.
“Народ и армия - братья”, - поют протестующие. Солдаты остаются в казармах на протяжении всего периода протестов.
В прошлом генералы всегда вмешивались в политику в трудные времена. Так, в 1992 г. руководство ВС отменило выборы, на которых побеждали исламисты. В результате разгорелась гражданская война, в которой погибло 200 000 человек.
Некоторые члены правящей партии "Фронт национального освобождения" (ФНО, известный в мире под французской аббревиатурой FLN) приняли сторону протестующих. Но алжирцы хотят полностью демонтировать умирающую политическую систему.
Алжирцы недовольны Бутефликой, который начал борьбу против Франции в 1950-х в возрасте 19 лет. Народ считает, что старик неадекватен и отстал от времени.
Алжир - крупнейший производитель нефти и газа, и когда «Арабская весна» привела к свержению диктаторов в соседних странах, нефтяные доходы позволили Бутефлике сохранить власть.
Кроме того, многие алжирцы еще помнят ужасы гражданской войне 1990-х и старательно дистанцируются от революционных движений, что тоже играет на руку Бутефлике.
Но цены на нефть снизились, а молодежь отчаянно нуждается в рабочих местах и требует покончить с клановостью во власти.
Бутефлика сказал еще в 2012 г., что пришло время для новых лидеров. Многие алжирцы полагают, что сегодня всем реально управляет его брат Саид.
Даже если Бутефлика уйдет, неочевидно, сумеет ли протестное движение победить закулисную организацию, которая состоит из лидеров правящей партии, бизнес-магнатов и армейских генералов, ранее считавшихся всемогущими.
Нынешняя алжирская элита, может, и рада была бы избавиться от Бутефлики, но будет сопротивляться любым серьезным переменам в стране.
Тем временем, начальник генштаба Вооруженных сил Алжира Ахмед Гаид Салах в субботу вновь выступил за начало процедуры отстранения от власти по состоянию здоровья президента страны Абдельазиза Бутефлики, сообщают французские СМИ.
В коммюнике, распространённом министерством обороны Алжира, генерал отметил, что его предложение - "единственный способ сохранить стабильность в политической жизни и защитить страну от нежелательных событий".
Военачальник подтвердил, что по-прежнему выступает за применение положения конституции, позволяющего объявить, что глава государства из-за проблем со здоровьем не способен выполнять свои функции.
Начальник Генштаба Алжира впервые выступил с этим предложением ранее на этой неделе. Его позиция считается принципиально важной, так как генерал до недавних пор считался одним из ближайших соратников Бутефлики.
«Случился ли в Алжире военный переворот? — задается вопросом испанское издание El Pais. — Если взглянуть издалека, то да: решение об отстранении Бутефлики принял глава Генерального штаба армии после манифестаций беспрецедентного масштаба в стране. Если же приглядеться, алжирский случай в очередной раз окажется уникальным — подобно «алжирской весне», мирной по сравнению с «арабской весной» в других странах».
Что же произошло? После более пяти недель народного восстания против невообразимого пятого срока больного президента — немого, невидимого и заменяемого фотографией и членами семьи — ситуация в Алжире зашла в тупик. Родственники Бутефлики и его приверженцы, неспособные найти аварийный выход, сформировать правительство, обговорить отказ от власти или покончить с мятежом, в конце концов предпочли хранить молчание. Больше месяца политическая арена Алжира являла собой сюрреалистическое зрелище: каждую пятницу миллионы людей протестовали, а в остальные дни недели возвращались к рутине — под властью режима, который никому ничего не говорил.
Все было парализовано в ожидании решения об уходе президента, которого все не было.
«Французы, которые, очевидно, стоят за организаторами протестов, будут пытаться не просто убрать Бутефлику (который, понятно, уже давно не торт), но и переформатировать Алжир в парламентскую республику, чтобы обеспечить лучшую управляемость страной в своих интересах...» - комментирует алжирские события аналитик Damadiluma.
Другой аналитик, Анатолий Несмиян считает, что все происходящее означает, что окружение Бутефлики, кровно зависящее своим положением и активами от его нахождения на посту президента, проигнорировало мнение армии - а значит, речь может идти о расколе в элитах.
По мнению Несмияна, «египетская Весна 2011 года в чем-то похожа на происходящее в Алжире (но только лишь "в чем-то"). Там тоже высший генералитет был озабочен действиями окружения Мубарака и в первую очередь его сына Гамаля, который, что называется, "потерял берега" и использовал своё положение для атак на активы высших фелюлей (военно-политического истэблишмента Египта). Генералы дали возможность толпе снести Мубарака, вполне спокойно отнеслись к приходу к власти братьев-мусульман в 12 году, после чего через год жестко зачистили их через банальный военный переворот. В итоге они избавились и от вышедшего из-под контроля клана Мубарака, и от радикалов-исламистов. Хотя цена, которую пришлось заплатить, выглядит чрезмерной - Египет находится в худшем положении, чем до революции.
У алжирской армии может не остаться выбора, кроме как повторить египетский опыт - выпустить впереди себя улицу, которая снесет Бутефлику и его окружение, после чего военные попытаются взять ситуацию под свой контроль. Вероятность этого довольно высока - организованной оппозиции в Алжире нет, исламисты слабы. Однако управлять стихийными процессами даже в таких условиях - риск, и немалый. Альтернатива понятна - договориться с окружением Бутефлики. Если это произойдет - он уйдет в отставку по требованию военных. Нет - значит, армия будет решать, как это сделать наиболее рациональным способом...»