Когда говорят о современных детях, уткнувшихся в мобильные телефоны, как о пропащем поколении, не приспособленном к жизни, упускают важную деталь. Дети острее взрослых чувствуют новые тренды и лучше приспособлены к грядущим изменениям. А уже сейчас понятно, что ближайшее будущее готовит нам такие грандиозные сюрпризы, что стоит серьезнее отнестись к тому, чем занимаются дети. Это может приоткрыть завесу над будущим.
В 2018 году число пользователей мобильных телефонов достигло 5,135 млрд человек и продолжает неуклонно расти. Смартфонами с выходом в интернет уже сейчас пользуется практически все взрослое население планеты, при этом среднестатистический пользователь проводит в Сети за перелистыванием ленты или общением на социальных платформах 2 часа 15 минут в сутки, а молодежь 16–24 лет — почти три часа, то есть минимум треть всего своего свободного времени. Только представьте масштабы «зла»: большая часть человечества треть своего досуга проводит в Сети. Вряд ли стоит называть такую тотальность «злом», это уже существенная часть жизни.
Если уж взрослые (аудитория от 35 до 54+ лет), согласно данным последнего отчета Медиаскопа, ежедневно просиживают перед телевизором 4— 6 часов, то чего же мы ждем от школьников, склонившихся над экранами смартфонов?
Беспокойство родителей можно понять, их пугает, что дети перестали играть в привычные игры и проводят время, прилипнув к экранам, подобно взрослым. Но, во-первых, не исключено, что эпоха недорогих уличных забав закончилась и в ходу теперь другие игрушки. А во-вторых, не будем забывать, что суть любой игры — это подражание занятиям взрослых и примерка связанных с этим социальных ролей. Вот и выходит, что с одной стороны — какое время, такие и игры, а с другой — чем опытнее и свободнее ребенок пользуется интернетом, тем более подготовленным к взрослой жизни он станет.
Представители поколений, выросшие в советские времена, сравнивают в свою пользу детство, в котором не было интернета (универсальной игры с бесконечным информационным и коммуникационным потенциалом), с детством нынешних детей. Им кажется, что современные дети проигрывают ловким и спортивным подросткам ХХ века. Но ХХ век остался в прошлом, а сейчас перед человечеством стоят новые вызовы, которые требуют от людей совершенно других умений. И это точно не умения лазать по деревьям или разжигать костры. Новые востребованные навыки будут определённо из области взаимодействия с социальными сетями и способности решать задачу, выбирая подходящий ответ среди тысячи правильных.
Например, в эпоху огнестрельного оружия успешнее тот, кто быстрее перезаряжает ружье, а не тот, кто дальше кидает копье. Игнорирование этого принципа погубило не одну цивилизацию. Так вот сейчас дети в интернете осваивают основное оружие будущего — соцсети, от навыков обращения с которыми будет зависеть их дальнейший успех. С приходом интернета изменилась эпоха. Дети всегда такие вещи чувствуют раньше. Поэтому эксперты предлагают отнестись к соцсетям как к изобретению многозарядного пистолета. Помните знаменитое выражение «Господь создал людей разными, а полковник Самуэль Кольт сделал их равными».
Интернет — это кольт ХХI века.
Количество интернет-пользователей в 2018 году достигло 4,021 млрд человек, что на 7 процентов больше, чем год назад. Аудитория социальных сетей в 2018 году насчитывает 3,196 млрд человек — это на 13% больше прошлогодней цифры.
«Новые известия» попросили директора центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Чулока А.А. высказать свое мнение о вреде или пользе социальных сетей с точки зрения их роли в будущем.
— Я не стал бы демонизировать массовое увлечение интернетом. В сети люди по-прежнему предпочитают читать, общаться и разглядывать картинки. Ровно то же самое, что они делали и тридцать, и пятьдесят лет назад. Только сейчас это не газеты и книги, а виртуальные новостные ленты на экране смартфона и посты в социальных сетях.
В 2018 году аудитория социальных сетей составила 3,196 млрд человек. Треть всего времени в интернете люди посвящали социальным сетям, которые уже достигли той стадии зрелости, когда с их помощью можно достучаться до всех демографических групп независимо от возраста и пола. Социальные сети стали главным источником информации для потребителей и в ближайшее время станут основной торговой площадкой.
— Соцсети — это новый уровень коммуникации. Я бы даже сказал принципиально иной уровень. Его не стоит бояться или ненавидеть, его надо изучать. Именно из-за того, что мы не понимаем алгоритмов соцсетей, они многим кажутся угрозой. А это всего лишь социальные навыки другого порядка.
Особенно остро воспринимают увлечение своих детей соцсетями родители. Я вижу в этом обычный поколенческий разрыв, отлично описанный многими классиками, например в произведении «Отцы и дети». Появление и расцвет соцсетей пришлось на поколение, которое ни дня не жило без интернета. Естественно, что мы разные. Все самое важное для них находится в Сети. Интернет для них, как вода в кране, она по определению всегда должна течь. Это вопрос бытового комфорта современного человека. Мы привыкли думать, что соцсети — это часть работы или игра, которая помогает расслабиться, или площадка, чтобы общаться с друзьями. Но для поколения нулевых ни работа, ни отдых, ни быт, ни коммуникация не существуют вне Сети. А от того насколько они умелые пользователи, зависит качество их жизни в будущем. Для них такое положение дел было всегда, и они не знают, как может быть по-другому. В этом их конкурентное преимущество перед нами. Чем больше навыков они обретают в соцсетях, тем более адаптированными они становятся.
Люди в возрасте 16–24 лет предпочитают искать информацию в соцсетях, а не в поисковиках. Четверть пользователей этой возрастной группы признаются, что большое количество лайков формирует их отношение к обсуждаемой теме. Социальная коммерция становится одним из основных каналов получения прибыли в интернете.
— Я считаю малоинформативным обсуждать цифры по социальным сетям. Когда говоришь о будущем, в голове нужно держать только одну цифру -100%. Если брать ближайшие пять лет, то, согласно существующим прогнозам, в глобальную Сеть будут вовлечены все. Нас ждет в скором времени стопроцентное покрытие, стопроцентное участие, стопроцентное влияние и стопроцентное проникновение соцсетей — это неизбежный тренд, который подчинит себе всю остальную человеческую деятельность.
Facebook — самая крупная соцсеть по численности пользователей. Он абсолютный лидер по количеству активной аудитории в сутки. 76% пользователей заходят в соцсеть каждый день, в Instagram этот показатель равен 51%. Только 42% пользователей Twitter заглядывают туда ежедневно. Однако по посещаемости первое место занимает YouTube и причина его успеха — видео. Видеопосты получают самый активный отклик. YouTube и Instagram — это все-таки не информационные, а развлекательные сети. По сути, это портативные кабельное телевидение и глянцевый журнал.
Последнее время очень много научных открытий, прорывов наблюдается в области нейрофизиологии. Если несколько утрировать выводы этих исследователей, то ключевая потребность современного человека — постоянно раздражать свой мозг, давать ему пищу для работы. А что это будет — книга или твит — для мозга не принципиально. И там и там текст, и там и там информация, и то и другое — работа мозга. Так как в интернете скорость и масштаб информации несравненно больше, чем в случае с той же книгой, то для всех нас этот информационный поток из интернета— серьезнейший вызов. Мозг адаптируется и ищет способы находить и не упускать важное. Объем данных, обрушивающийся сегодня на современного подростка, на порядки превышает тот, что был еще два десятка лет назад. Поэтому, чтобы не утонуть в нем и не столкнуться с необходимостью информационного детокса, его мозгу приходится от чего-то отказываться. Например, от зазубривания математических формул или всех исторических дат с точностью до дней. Это может не нравиться родителям, бабушкам и дедушкам, но зачастую эти данные в «оперативной памяти» не так уж важны для будущего. Энциклопедизм, основанный на прошлом, уже не в тренде. Зато разгрузив мозг от одного, они загрузили его другим. Советую относиться к этому как к эволюционной адаптации.
Человечество стоит на пороге или уже вошло в совершенно новую реальность. Как сто веков назад земледелие и одомашнивание животных превратило охотников и собирателей в пастухов и крестьян, а порох положил конец рыцарству и крепостям, так и соцсети принципиально меняют человеческий уклад. При такой серьезной смене парадигм, можно определенно утверждать только одно: соцсети — это не деградация, человечество по-прежнему двигается вперед.
Социальные сети — всего лишь новая эволюционная ступень человечества в условиях усиливающейся технологизации. И если не будет «черного лебедя», то уже через 10-20 лет они настолько крепко опутают нас, что никто и не вспомнит, что было иначе или могло быть по-другому.
Но по-другому будет. И это тоже можно утверждать уверенно. Настоящий прорыв, который окажет более значимое влияние на современного человека, чем соцсети или интернет, случится, когда в обыденную практику войдут интерфейсы мозг—компьютер. Эта технология, которая уже прошла стадию лабораторной апробации, совершит поистине революционный переворот в жизни Homo Sapiens. Все современные тренды — такие, как прорывные разработки в области медицинских и биотехнологий, новая промышленная революция и умные города, освоение космоса и труднодоступных территорий, и, конечно, соцсети — подспудно готовят человека к внедрению этого интерфейса. Что будет после его появления, не возьмется предсказать ни один футуролог. В тот момент, когда человек оцифрует свои мысли, образы, эмоции и желания, наступят непредсказуемые последствия для вида Homo Sapiens. Жить и управлять этой новой цифровой реальностью предстоит нынешним школьникам. Она очень близко. Авторитетные эксперты от Курцвейла и Харари до Цукерберга, Брина и Кука говорят, что это случится уже через каких-то 15-20 лет. Ревизии подвергнутся все привычные ценности ХХ века: личность, приватность, гендерные роли, семья, социальная страта, государство, родина, реальность. Возможно, все они, кроме каких-то эмоциональных и духовных аспектов, отойдут на второй план. Это случится еще при нашей жизни, но разбираться с этим придется сегодняшним детям и подросткам. И уверяю вас, им пригодится весь арсенал цифровых и сетевых навыков, которые сейчас большинству взрослых могут казаться бесполезными или вредными.