Posted 1 марта 2019, 19:08

Published 1 марта 2019, 19:08

Modified 7 марта, 15:59

Updated 7 марта, 15:59

Доколе? Женская зарплата в России составляет лишь 70% мужской

1 марта 2019, 19:08
Как говорит вице-премьер Ольга Голодец, большинство женщин не достигают такого же уровня образования и карьерного роста, как мужчины. По данным международной организации труда и во всем мире зарплата женщин в среднем на 16-20% ниже зарплаты мужчин. Эксперты размышляют над тем, когда же будет достигнуто равноправие.

При этом Россия - одна из первых стран, которыми на протяжении почти 70 лет в XVIII веке правили женщины и которая полностью уравняла в правах мужчин и женщин. Это произошло еще в 1917 году, в то время когда даже во многих крупных цивилизованных странах женщины долго не имели тех же избирательных прав. Еще до до прихода большевиков к власти в России начали создавать женские батальоны в армии, куда был огромный конкурс. В советские же времена у нас очень гордились тем, сколько в стране женщин-депутатов, хотя в высшем политическом руководстве их было немного.

Но в последние десятилетия, похоже, вновь появилась проблема женского равноправия. Совет Федерации возглавляет женщина, но там заседают в основном мужчины, в Госдуме женщин тоже меньшинство, трудно представить и президента-женщину. И много женщин разве что среди судей.

Екатерина Шульман, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека, политолог:

- Что касается названных цифр: то у нас благодаря наследию советской власти уровень вовлечения женщин в рынок труда чрезвычайно высок. У нас уже почти 100 лет большинство женщин работает, неработающая женщина - редкость. Сейчас их стало чуть побольше, у некоторых мужей появилась возможность держать своих жен дома, но по-прежнему это исключение, а никак не массовая практика.

Важный момент, касающийся массового рынка труда: женщины дольше живут, они в целом социально адаптивнее - грубо говоря, меньше их вероятность ухода в запой или драки на рабочем месте. Поэтому в принципе они более выгодные работники. Говорить, что есть систематическая дискриминация женщин, выражающаяся в том, что работодатели не берут их на работу, неправильно. Но берут их на непрестижные и малооплачиваемые должности. Если мы посмотрим, какие профессии в России самые массовые, то увидим, что это водитель и продавец. И если водитель - это в основном мужская профессия, то продавец, соответственно, скорее женская (хотя не исключительно).

То есть, более-менее все женщины работают, а дальше встает вопрос о том, как этот труд вознаграждается. Речь не идет о том, что за одну и ту же работу люди получают разные деньги. Речь идет о том, что низкооплачиваемые рабочие места скорее занимаются женщинами, чем мужчинами. Например, моя родная тема - представительство женщин в органах власти. Оно в принципе достаточно велико, но его уровень тем выше, чем ниже уровень самого органа власти. В муниципалитетах будет достаточно много женщин, но чем выше мы будем подниматься - тем реже мы их будем встречать. Большой начальник чаще будет мужчина. Таким образом, когда говорим о женщинах во власти, то дискриминация будет выражаться в "стеклянном потолке", выше которого женщинам трудно подняться. При этом у нас и ключевой вице-премьер по социальным вопросам, и председатель Совета федерации, и глава Центробанка - женщины.

Оставаясь в рамках профессиональной добросовестности, не могу сказать, что женщины в политике принципиально отличаются от мужчин. Не видно, чтобы их политическое поведение каким-то образом отличалось. Люди, идущие во власть, будут похожи друг на друга в большей степени, чем отличаться друг от друга по половому признаку. Так что плохо не столько то, что нарушен баланс мужчин и женщин во власти, сколько отсутствие конкуренции: верхние административные страты заняты не просто людьми одного пола, но людьми одного поколения, одного социального происхождения, с похожими биографиями и взглядами на мир. Наша беда - не гендерное доминирование, а монополизация, следствием которой является, в том числе и гендерное доминирование. А ведь когда опрашивают респондентов об их возможных партийных предпочтениях и называют партию со словом "женщины" в названии (условно "Женщины России"), она сразу же преодолевает 5%-ный барьер. При этом партии с таким названием не существует, в избирательном бюллетене вы ее не увидите.

Если задавать вопрос, как с этим бороться, то тут есть разные способы. Можно принуждать работодателя, чтобы он всем платил больше, поднимая уровень минимальной оплаты труда. Другой способ - позитивная дискриминация, известная также как affirmative action. Это квотирование. Компании принуждают законодательно вводить в руководящие органы определенный процент женщин, партии должны иметь не меньше определенного процента женщин в своих списках. Это довольно распространенная практика в развитых, богатых странах, но трудно сказать, является ли это закономерным результатом развития или просто эти страны настолько развитые и богатые, что могут себе такое позволить.

У меня как политолога нет определенного мнения о том, хороша ли позитивная дискриминация. Мне кажется, на рынке труда главная наша проблема и для мужчин и для женщин - это бедность и низкая оплата, и бороться нужно с ней. При этом есть и специфические женские проблемы, затрудняющие доступ к работе: неразвитая сеть поддержки семей с детьми, недоступные или некачественные ясли и детские сады. Или то, что феминистическая политэкономическая мысль называют "второй ВВП": неоплачиваемый репродуктивный труд. Это не только рождение детей, их воспитание и уход за ними, но и вся система бытового обслуживания членов семьи и уход за пожилыми, который тоже традиционно ложится на женщин - этот труд выпадает из экономического оборота, он невидим.

Есть либертарианский подход: вводя льготы для женщин с детьми, мы в итоге их дискриминируем, потому что делаем невыгодным для работодателей их нанимать. Но работодатели все равно их нанимают, потому что женщин много, их больше половины населения, и в общей массе рабочей силы их тоже никогда не бывает меньше половины. Никакой работодатель не может себе позволить игнорировать женщин детородного возраста. Есть одна развитая страна, где нет законодательно гарантированного отпуска и льгот для матерей с детьми - это Соединенные Штаты. Это богатая страна и успешная экономика, но имеет ли она ощутимые конкурентные преимущества перед странами скандинавского социализма, где все эти гарантии присутствуют? Не видно, чтобы это давало США какую-то невероятную фору в экономическом росте, а по параметрам средней продолжительности и качества жизни социально-ориентированная Скандинавия опережает США.

Алена Попова, юрист, общественный деятель, соавтор законопроектов в интересах женщин:

- Разница в зарплате мужчин и женщин - мировая проблема, в России она включена в проблемы национальной стратегии в интересах женщин, которые Медведев подписал два года назад. Разница в зарплатах в России составляет 27-30%. Это верхний порог разницы в зарплате (желаемый мировой уровень - 2-5%) и это безусловно большая проблема, потому что она включает в себя ряд важных социальных вопросов.

Почему так получается? Базовая зарплата при устройстве на работу у мужчин и женщин одна и та же, но мужчина потом добирает с помощью бонусов, которые работодатель позволяет ему получить, а женщина не добирает. Возникает вопрос, почему так происходит? Это "штраф" за материнство и "поощрение" за отцовство. Когда мужчина становится отцом - работодатель ему помогает, а когда женщина становится матерью - работодатель считает, что декрет - это риск.

Сюда же входит трудоустройство основной массы работающих женщин в очень важных отраслях - образование и здравоохранение, где зарплаты в принципе низкие, нет базового неснижаемого порога зарплаты, который надо утвердить уже на государственном уровне для всех учителей и врачей. Дальше, когда отбирают кандидатов на повышение, считается, что мужчина будет проявлять большую активность, и обычно, хотя говорят, что основываются на компетенциях, пол всё равно учитывается. Это, конечно же, дискриминация. Мы неоднократно обращались в Минрегион, где на предприятиях большое количество кандидатов на должность. Важно, что в аргументации работодателей часто употребляется довод, что мужчина - кормилец, а потому ему важнее дать зарплату выше, что создаёт предпосылки, чтобы женщина работая такое же количество часов, получала зарплату меньше. На самом деле в России женщина работает больше, поскольку имеет так называемую "вторую смену" (недоплачиваемые часы) по уходу за детьми и престарелыми родственниками, полный спектр работы по дому. Когда пап спрашивают - помогаешь ли ты в воспитании детей? - уже в самом вопросе заложена дискриминация, поскольку мама и папа в равной степени по семейному кодексу обязаны ухаживать за ребёнком, воспитывать его. Работа по дому не должна быть положена только на плечи женщины.

Возникает вопрос - что со всем этим делать? Мы предложили такую законотворческую инициативу - расшифровывать в национальной стратегии в интересах женщин этот пункт, чтобы все компании и корпорации, бюджетные учреждения публиковали открытые отчетности по зарплатам на одинаковых должностях мужчин и женщин. Это очень важно. Например, у Schneider Electric есть такая инициатива, и она очень сильно помогает уравнивать зарплаты. Пользователи, клиенты и публика должны видеть отчётность, чтобы убедиться, что там дискриминации нет. Мы не думаем, что надо вводить какие-то санкции в случае выявления гендерной дискриминации при оплате труда, но надо стимулировать компании, которые такие отчетности делают. И второе: мы добиваемся введения эксклюзивного, не передаваемого маме декрета для пап по уходу за ребёнком, тогда исчезнет штраф. Таким образом у нас не будет дискриминации по признаку наличия детей.

Неприемлема любая дискриминация ни по возрасту, ни по внешнему виду, и так далее. Тем же стюардессам, например, удалось оспорить пункт о критериях отбора кандидаток в эту профессию. Не будем забывать, что у нас 456 профессий вообще запрещены для женщин, включая, например, профессии водолаза или корчевателя пней. В XXI веке женщинам законодательно запрещают корчевать пни.

Или взять такие объявления - работодатель указывает - "ищу на должность помощницы" делая упор именно на "-цы" и чтобы это была молодая, привлекательная особа - критерии, не относящиеся к профессиональным показателям, которые должен иметь кандидат. Конечно, это тоже дискриминация, это норма, которую надо изжить культурно. Потому что законодательно дискриминация в России запрещена, но даже в судах сложно доказать, что это - дискриминация. Это, конечно, не влияет на разницу зарплат, но влияет на трудозанятость.

У нас страна работающих мам и работающих женщин. В разных возрастных группах от 52 до 89 процентов женщин старше 35 лет работают. При 100 млрд долгов по алиментам, абсолютно понятно, что эти 89 процентов работающих женщин содержат семью. Это большая проблема и разницу в зарплатах надо резко снижать. Во всём мире считается, что 2 - 5 процентов - желаемая разница, а лучше, конечно, чтобы условия были паритетными.

Вера Плотникова, председатель совета межрегионального общественного движения "Женское единство":

- Ощутимая разница в доходах между мужчинами и женщинами действительно ощущается везде, и на госслужбе и в сфере бизнеса. Часто говорят, когда нанимают мужчину - ну куда же ему такую зарплату, ему надо семью кормить. А женщине, значит, можно предложить за одну и ту же работу. И женщину берут специалистом третьей категории, а мужчине предлагают первую-вторую категорию.

Мужчин меньше, и им отдается предпочтение. Женщины уходят в декретный отпуск,берут больничные листы по уходу за ребенком. Мужчины меньше, конечно, находятся дома.

В молодых поколениях, кстати, это ощущается меньше, молодежь меньше обращает внимание на разницу по полу, а в более старших возрастах дискриминация, конечно, существует, хотя нагрузка на женщину больше чем на мужчину - она не только на работе должна все успевать, но и дома всё сделать. В советские времена дискриминация и большая нагрузка женщин тоже была, но женщин выручала широкая сеть яслей, детских садов. А сейчас в нашей стране уж больно людей не любят и не жалеют. В советские времена на мой взгляд забота о человеке была всё-таки больше.

Насколько реально, чтобы женщина могла стать президентом России? Я думаю, это еще долго не будет реальностью по той простой причине что женщин в стране больше, чем мужчин и избирателей-женщин тоже больше, чем мужчин. Они хотят видеть рядом с собой крепкое плечо. А на более низких должностях,где тоже большая нагрузка, во власти много женщин. Возьмите, например, сельскую местность - все небольшие избираемые должности. Там ощущается недостаток сильных крепких мужчин, если есть хоть один нормальный мужичонка - его уже и не знают, как обласкать, на него молиться готовы - и в депутаты ему открыта дорога, и везде.

Оксана Пушкина, депутат Государственной думы:

- Мы разрабатываем законопроект о равных правах, возможностях и в отдельных случаях равных результатах женщин, в первую очередь в сфере трудовых отношений. Что такое равенство результатов? Это, например, равная оплата труда на равных должностях: и не только оклада, но и премий (которых сегодня женщины получают в два раза меньше, чем мужчины (46% от размера средней начисленной премии мужчин).

Это законопроект, защищающий женщин от дискриминации, в той сфере, где мы остаёмся уязвимыми - на работе! Трудовой кодекс гарантирует равные права, но он не гарантирует равные возможности. Даже среди женщин на руководящих должностях каждая пятая сталкивалась с дискриминацией чаще всего по гендерному признаку и возрасту. При этом дискриминация по этническому и религиозному признаку в российских компаниях отсутствует.

То есть, на деле оказывается, что общих положений о запрете дискриминации в Трудовом кодексе недостаточно, чтобы защитить женщин. Как выглядит дискриминация женщин в трудовых отношениях? Когда на собеседовании вам говорят: "Вы идеально нам подходите по квалификации, но мы вас не возьмем – слишком симпатичная, будете отвлекать мужчин" (сексизм). Когда вас увольняют потому,что вы носите размер одежды 48 (L), а не 46, хотя мужчины на этой же работе могут носить и 54 (XXL) (лукизм). Когда начальник или коллега донимает вас своим нежелательным вниманием на работе, "делает авансы" или откровенно пристает(сексуальное домогательство). Когда вас не берут на работу или не повышают потому, что вы молодая женщина (а значит, по мнению работодателя непременно уйдете в декрет в ближайший год) – это тоже дискриминация. Или вам просто запрещено работать в этой области, потому что "корчевание пней" может сильно повредить вашей репродуктивной функции ("список запрещенных для женщин профессий" 1978 года).

По данным Всемирного экономического форума, за 2016 год, Россия 75-я из 144 в рейтинге обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами, как раз между Венесуэлой и Румынией. И это не виртуальная проблема, а вполне количественно измеримая: на преодоление неравенства женщин и мужчин в экономике нам может понадобиться 170 лет и потому начать лучше сейчас. Ведь нам нужно решить целый блок проблем: "стеклянный потолок", традиционно женские и традиционно низкооплачиваемые области занятости. Наконец, открытые проявления дискриминации, создающие крайне недоброжелательную атмосферу и на работе, и дома, и в обществе в целом.

Как выглядит "стеклянный потолок" (или вертикальная гендерная сегрегация)? Женщины составляют большинство специалистов высшего уровня квалификации (25,5% женщин против 15,5% мужчин по данным Росстата), но меньшинство (6,9%) руководителей. При этом важна содержательная часть: чем руководят женщины? Меньше 10% занимают ключевые руководящие позиции. Женщины-руководители – это не генеральные директора, и даже не исполнительные или коммерческие; а в основном кадровики и бухгалтеры. При этом женщины-сотрудники в среднем более образованные (37,2% женщин против 29,9% мужчин с высшим образованием), дольше работают в одной компании. И, главное, стеклянный потолок вредит не только женщинам, но и компаниям – экономические показатели у компаний с превалирующим мужским штатом хуже, чем у компаний с женским или смешанным.

Гендерное неравенство выражается в том, что традиционно мужские области, например, добыча полезных ископаемых – оказываются также традиционно самыми высокооплачиваемыми. А женские области занятости – здравоохранение (79,2%женщин-работников) и образование (76,7% женщин-работников) – наоборот, оплачиваются плохо. Отдельная проблема, которую необходимо решить, это проявления открытой дискриминации, создающие и поддерживающие недоброжелательную атмосферу. Это, в первую очередь, публичные высказывания, унижающие честь и достоинство женщин,которые у нас позволяют себе официальные лица. Это сексуальное домогательство на рабочем месте, с использованием служебного положения. И так далее.

Что делать? Во-первых, надо перестать закрывать глаза на проблему, оправдываясь равенством прав граждан по Конституции, или опросами в стиле "женщины сами не хотят" (это, кстати, виктимизация), и уж тем более квазинаучными теориями в духе евгеники - "половые признаки оправдывают неравенство в обществе". Во-вторых, нужен комплекс мер по решению проблемы, предложения по которому мы как раз собираем. Это и краткосрочные меры – такие, как удовлетворение потребности в гендерно-дифференцированной статистике для поддержания эффективной системы. И среднесрочные – например, способы поощрения работодателей, принимающих меры по устранению гендерного неравенства – список способов поощрения в нашем законопроекте еще обсуждается. Это и долгосрочные меры, направленные на изменение структуры занятости, в том числе за счет поощрения образовательных инициатив для женщин и девочек в традиционно мужских областях занятости (наука,технологии, инженерия, математика).

Подпишитесь