Андрей Мовчан: «Майкл Калви попал в ловушку своего успеха»

20 февраля 2019, 18:13
В общественном пространстве России концепция произвола как основы государства является общепризнанной, споры же протекают только о том, кто заслуживает быть жертвой

Об аресте основателя фонда Baring Vostok Майкла Калви пишет на сайте Московского Центра Карнеги экономист Андрей Мовчан, давно следивший за этим фондом и хорошо знающий людей, которые в нем работают.

Эксперт убежден, что никакого мошенничества со стороны этого фонда быть не могло, более того, без его инвестиций в России не появилось бы множество успешных компаний, в том числе и «Яндекса». Все обвинения в адрес Калви Мовчан считает смехотворными: «Они продавали компанию банку, который на 51% принадлежал им самим. Спорю на что хотите, что договор был длинным, содержал ковенанты и уж точно – пункт об ответственности за предоставление неверных данных. Как они могли дать подложную отчетность, если банк уже до того кредитовал компанию, а значит, изучал ее? Банк мог сам запросить отчетность, или это легко мог сделать ЦБ, который проверяет банк, и так далее. Но даже если отчетность была ложной, то банку прямая дорога в арбитражный суд – требовать расторжения и возврата средств из-за неверных данных...»

Откуда же у следственных органов такая прыть? – задается вопросом автор:

«Можно ли подозревать, что прыть проплачена? И не требуйте с меня доказательств, у меня их нет, у меня есть только здравый смысл и опыт доверительных бесед с компетентными лицами, которые называли мне таксу – сколько за принятие заявления, сколько за возбуждение дела, сколько за обыски, сколько за арест, сколько чтобы посадили. Знаем мы, кто инициатор? Знаем. Его биографию знаем? Знаем. Вопросы есть? Нет...».

И этот случай - не исключительное событие: тысячи бизнесменов так попали и тысячи бизнесов поменяли владельцев таким образом. Россия давно перешла грань, за которой любое действие, способное привести к коммерческому или политическому конфликту, является токсичным, если только вы не имеете надежного прикрытия в феодальной пирамиде.

«В ситуации, когда все возможно, совершенно непонятно, почему, например, никто не атакует чужие активы просто так – из неприязни или шантажа? Почему никто не додумался атаковать владельцев дорогих квартир, целенаправленно находя на них липовый компромат (наркотики, детское порно или поддержка терроризма подойдут не хуже, чем мошенничество)? Думаю, все еще впереди...»

В стране, по мнению эксперта, не существует ни институтов защиты прав, ни потребности групп интересов в таких институтах. Фактически – это произвол. Одна из групп, самая далекая и от честного бизнеса, и от общества, выиграла борьбу и сделала произвол залогом своего положения.

Эта система еще и крайне устойчива, - констатирует Мовчан. «Страна генерирует достаточно природных ресурсов, чтобы власть заботило только распределение, но не созидание, – а значит, нет страт общества, которые власти было бы выгодно защищать, кроме себя самой...» А Калви? Его подержат в тюрьме, пока он не подпишет все, что требуется, шантажируя его судьбой подчиненных, которые тоже сидят.

«Наш народ – бессребреник, его тоже можно обирать, наращивая резервы по $30 млрд в год даже при среднем уровне нефтяных цен. Что нам $3 млрд каких-то иностранных инвесторов? Намного важнее лояльность своих силовиков, которые имеют право сажать – когда надо и выгодно; намного ценнее статус-кво, при котором даже мелкая сошка из пирамиды элиты может ограбить земского или иностранца; а если понадобится – можно будет и ее, эту сошку, также прижать ногтем...» - сетует эксперт.

Однако самое удивительное по оценке экономиста, это реакция так называемой «либеральной общественности» России на арест Калви. Эти люди заявляют, что инвестора нельзя было трогать, поскольку он много сделал для страны, и что теперь не видать нам иностранных инвестиций...

Эти заявления как раз соответствуют духу произвола, который царит сегодня в стране, - уверен Мовчан. Никакого интереса инвесторов к России арест не подрывал, поскольку интереса уже давно нет. А главное в том, что и «либералы», и власть мыслят одинаково: закона нет и не нужен; к важным и нужным людям надо относиться бережно и благожелательно; к бесполезным и вредным – как угодно. То есть в общественном пространстве концепция произвола как основы государства является общепризнанной, споры же протекают только о том, кто заслуживает быть жертвой.

«И вот еще что мне кажется важным. Майкл Калви не работал в вакууме. Ведя дела чисто, он тем не менее знал, что происходит в стране. Он знал, как важно «конструктивное общение», но сам фактически не занимался его организацией (приглашение свадебных генералов-космонавтов не в счет) – то ли не брал грех на себя, то ли не умел. За это и поплатился. Понимал ли Калви, что рано или поздно этим кончится? Возможно. Скорее всего. Но, как и многие романтики-энтузиасты из 90-х, он попал в ловушку своего успеха...» - констатирует Мовчан.

Писать, что арест Калви – причина для тех, кто ведет бизнес в России, задуматься, не слишком ли велики риски – значит обидеть бизнесменов, сочтя их недалекими. Наверняка все они уже многие годы отлично понимают, что ходят под мечом нашей Фемиды, которая давно продает его тому, кто больше заплатит. У всех них, как и у Калви, есть свои причины принимать этот риск. И в этом они не оригинальны. И в России сегодня, и в других странах, где торжествует беззаконие, и вчера, и сегодня находятся и свои бизнесмены, и иностранные инвесторы.

В заключении автор приводит слова одного крупного чиновника, которые как нельзя лучше характеризуют отношение российской власти к инвесторам: «Инвесторы как голуби на гумне; одного прибьешь, остальные взлетят, сделают пару кругов, покричат и опять сядут. А нам они зачем – чтобы гадили и клевали наше зерно?» То, что у инвесторов короткая память, действительно правда. Как и то, что Россия в них сегодня не заинтересована.

#Инвестиции #Игорь Зотов #Аналитика #Арест #Спецслужбы #Законы / Законопроекты
Подпишитесь