Общественный деятель Петр Шкуматов продолжает свою эпохальную битву с агрегаторами такси. В своей последней публикации на эту тему он подробно разобрал механизм того, как эти фирмы разоряют своих сотрудников:
«После прочтения коментов в постах про заработки таксистов хочу провести небольшой ликбез по экономике. Давайте на примере Максима Груздёвая, который сам производит и продает свои замечательные ножи. Итак, как сейчас это устроено. Максим приобретает комплектующие для ножа, лезвие, необработанную ручку, чехол и т.п., потом прикладывает труд к этому всему и на выходе у него получаются прекрасные ножи. Предположим, что себестоимость производства ножа 5000 рублей, а Максим продает его за 10000 рублей, то есть ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ в данном случае 5000 рублей.
Не будем вдаваться в дебри экономических расчетов и предположим, что добавленная стоимость в данном контексте равна прибыли Максима (что в общем случае не так). Итак, Максим произвел нож, продал его и получил пятерку. И таких ножей он делает 30 штук в месяц. В итоге его личный доход составил 150 тысяч в месяц. Далее Максим на часть из этих денег идет в парикмахерскую, покупает хорошие продукты, ездит на хорошем автомобиле (или пользуется услугами того же такси), в общем эти деньги тратит в свободное от ножеделания время. Другие экономические субъекты работают по аналогичной схеме и, таким образом, товарно-денежный обмен обогащает всех участников цепочки.
Теперь предположим, что появился сервис Яндекс.Нож, который пришел к Максиму и предложил ему условия, от которых он не может отказаться: покупать все его ножи не за 10 тысяч, а за 12 тысяч. А покупателям сделал предложение купить эти ножи за 5 тысяч. То есть при прямой покупке у Максима нож стоит 10 тысяч, а при покупке того же ножа в Яндекс.Нож он стоит 5 тысяч. Естественно, что покупатели перебегают в Яндекс.Нож, Максим загружен заказами первое время и очень этому рад, так как начал делать не 30 ножей в месяц, а целых 60. Теперь Максим стал передвигаться на такси бизнес-класса, поменял парикмахера и стал закупаться более качественной органической едой. Всем участникам экономической цепочки стало хорошо.
Но, наступает момент, когда "акция" Яндекс.Нож заканчивается и программисты говорят Максиму: "родной, теперь мы будем покупать у тебя ножи по 4000, ведь продаем мы их по 5000". Максим их посылает по первости, но, вдруг оказывается, что все клиенты перетекли в Яндекс.Нож за время безумного угара цифровой экономики и возвращаться к Максиму не хотят. Более того, там появились уже другие производители, которые готовы работать на таких условиях. После голодного месяца и попытки продать свои ножи за прежнюю цену на рынке, утоптанном сервисом Яндекс.Нож, Максим с понурой головой возвращается к программистам и просит его принять обратно.
Далее мы помним, что себестоимость ножа 5000, а платят Максиму за него 4000. В результате жесточайшей экономии на материалах, амортизации станков и самое главное БЕЗОПАСНОСТИ Максиму удается снизить стоимость производства ножа до 3800 рублей. Теперь его прибыль с ножа составляет 200 рублей. Все его клиенты - клиенты Яндекс.Нож, то есть он попал в полную зависимость от посредника. И теперь он производит 100 ножей в месяц, работая по 15 часов в сутки без выходных, чтобы заработать 20 тысяч рублей.
На попытки встретить понимание тяжелой ситуации у окружающих, все ему советуют заняться чем-то другим, выйти из зоны комфорта и прогнозируют, что через 5 лет все ножи будут производить роботы.
На эти 20 тысяч в месяц Максим приобретает самую дешевую еду из пальмового масла и белка насекомых, пьет самую дешевую водку и передвигается на велосипеде, отобранном в тяжелой борьбе в темном переулке у курьера Яндекс.Еды. Все экономические цепочки разрушились и те, у кого Максим до появления агрегатора покупал товары и услуги тоже стали беднее.
Как вы понимаете, сам факт наличия агрегаторов в любых областях экономики, которые могут срезать ваш доход до отрицательных значений и вы с этим ничего не сможете сделать, так как все клиенты от вас уже ушли туда, где дешевле, толкает огромное количество людей на дно, в бедность и нищету. И по другому не может быть, так как в этом суть их бизнеса. Потому что завтра появится новый агрегатор, который уронит цены и туда перебегут люди, потом еще один и так до бесконечности. Но агрегаторы не печатают деньги, за всё платят те, кто с каждым витком такой псевдо-конкуренции опускаются еще глубже и ближе к социальному и финансовому дну.
Продолжим наш сериал "Максим Груздев и Яндекс.Нож". На место агрегатора можете подставить любого другого :) Это ничего не меняет. Итак, давайте перенесемся уже в середину нашего повествования, в тот момент, когда программисты говорят Максиму, что акция закончилась и ножи у него будут покупать по 4000 рублей.
Максим, не будь дураком, посылает агрегатора с его суперпредложением на три веселых буквы и пытается начать жизнь с нуля. Он объявляет скидки на свои ножи, продавая их напрямую по 6500 рублей с учетом доставки, таким образом временно снизив свою маржу. Однако, клиенты не торопятся возвращаться к Максиму, потому что на Яндекс.Нож очень похожие ножи начинают продаваться по 3000 рублей. Как так, спросите вы?
И тут в наш сериал врывается такое явление, как современное штрейкбрекерство, которое мы знаем как массовую миграцию. Что делает Яндекс.Нож? Точнее, его "партнеры". Они завозят сюда мигрантов, которые за еду и койко-место в подвале на окраине Московской области начинают производить нечто внешне похожее на ножи Максима. Визуально они выглядят почти так же, но вот качество хромает. Они тупятся, ломаются, металл не тот, а в рукоятке не настоящая порубленная на кусочки пятитысячная купюра, а билет банка приколов. Но люди, которым показывают в мобильном приложении Яндекс.Нож два внешне одинаковых ножа, один за 3000 рублей, а другой за 6500 рублей, однозначно делают выбор в пользу ножа, произведенного в подвале мигрантами в условиях рабского труда.
В какой-то момент времени Максим ломается, звонит пьяный в Яндекс.Нож и высказывает им всё, что он о них думает. После чего его "отключают от заказов" навсегда. Через месяц Максим не продает ни одного ножа, на водку денег не остается, поэтому приходится начинать распродавать средства производства. Разумеется, в условиях утоптанного до самого нижнего ценового предела рынка, продавать оборудование приходится долго и с большой скидкой. В результате торга все станки уезжают на рабовладельню на окраину Московской области, где живут в подвалах привезенные рабы (зачеркнуто) нелегальные мигранты из Средней Азии.
Таким образом, сочетание миграции и цифровых агрегаторов может вынести с рынка ЛЮБОГО участника рынка, производителя ЛЮБЫХ товаров и услуг. Абсолютно любых. Схема, как вы видите, очень простая. Сначала ваши клиенты становятся клиентами агрегатора, а потом вас выкидывают с рынка, если вы слишком строптивы, просто "отключив от заказов" под выдуманным предлогом. На ваше место тут же приходят товары, сделанные мигрантами (легальными, нелегальными), которые не платят налоги, которые работают за еду и спят в подвале. Конечно их нож будет серьезно хуже по качеству, но двукратная разница в цене и монопольный доступ к покупателю не оставят вам шансов.
Если экстраполировать эту ситуацию на будущее, то в результате развития цифровых агрегаторов будет складываться ситуация, когда производители всего постепенно будут утаптываться до себестоимости и даже ниже себестоимости (разумеется, этот процесс сначала затронет услуги и продукты с низким вкладом интеллекта, но потом доберется и до высокомаржинальных), средний класс будет вымываться, а работа за еду перестанет быть чем то необычным. Про социалку в такой парадигме просто забудьте. Она будет уделом избранных.
Пожалейте этих людей сейчас, они ни в чем не виноваты, ведь завтра вы сами можете оказаться на этом же пути в пропасть. Кто вам поможет затормозить?... Задумайтесь...»