Posted 14 августа 2018, 06:18

Published 14 августа 2018, 06:18

Modified 7 марта, 16:50

Updated 7 марта, 16:50

"Я скидка твоя не кушал". Как агрегаторы такси дурят пассажиров

14 августа 2018, 06:18
Сюжет
Цены
Агрегаторы транспортных услуг, именующие себя «такси», под различными предлогами начали повышать расценки. Качество обслуживания при этом становится всё хуже.

Ирина Мишина

Принц на белом коне.

На мой смартфон пришло оптимистичное смс-сообщение: "Уважаемый клиент! Вам предоставлена 40% скидка на поездки Яндекс-такси". Думаю, дай-ка я проверю этот аттракцион неслыханной щедрости. Мне действительно нужно было совершить поездку на небольшое расстояние, но дело было связано с сумками и покупками.

…Восточный юноша на белой машине не заставил себя ждать. Ехал мой «принц на белом коне» лихо, иногда вопреки правилам дорожного движения и знакам. Минут через 5 мне стало не по себе, и я спросила: « А вы давно ли за рулем?». В ответ водитель широко улыбнулся и на смеси русского с узбекским признался, что российских прав у него нет, потому что, дескать, «стоят они дорого, тысяч 100» и по ним "всего 10 часов в сутки работать можно". Посмотрев в его красные глаза, я поняла: этот супермен за рулём уже несколько суток... Но самое интересное было в конце. За 4-х километровую поездку продолжительностью 7 минут по прямой - по Можайскому шоссе - счетчик Яндекс-такси выставил мне счет в 300 рублей. Когда я показала водителю смс про 40% скидку, то в ответ услышала, что 40%-ая скидка «уже включена в стоимость поездки». - "Значит, стоимость поездки протяженностью в 4 километра по прямой в вашем сервисе теперь стоит уже 500-600 рублей?!" - пытала я трудолюбивого водителя. Но разговор у нас как-то не заладился, и в ответ я услышала:

- "Давай до свиданья, я скидка твоя не брал и не кушал".

Садясь в машину с шашечками, мало кто догадывается, что на самом деле этот автомобиль никакого отношения к такси не имеет. Равно как и водитель, прибывший на заказ. «Полноценных таксомоторных компаний со своим автопарком и хозяйственной базой сегодня не более тысячи на страну, – рассказывает сооснователь трансферной компании i’way Дмитрий Сарайкин. – Агрегаторы, заменившие таксопарки, считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. То есть, по сути, оказывают информационные услуги, не более того. Формально они не подпадают под действие закона «О такси» – о нём просто никто понятия не имеет в диспетчерской службе или информационном сервисе».

В отличие от таксопарков, агрегаторы не несут ответственность за ДТП, безопасность пассажиров, опоздание в аэропорт и техническую неисправность авто. Кроме того, попав в базу информационного сервиса, водитель может закрыть ИП, чтобы не платить налоги. Он вообще может взять машину у друга или напрокат, при этом не имея договора ОСАГО. Всё это зачастую приводит к трагическим последствиям.

Виртуальный таксопарк и реальные аварии.

Со мной было несколько жутковатых случаев в «Яндекс-такси». Первый раз мне стало страшно, когда сидевший за рулём водитель всё время ел и что-то прихлёбывал из бутылки, практически не держась за руль. В ответ на моё замечание он ответил, что «просто принимает лекарство». Второй раз мне стало страшно, когда по вызову через приложение приехал явно не местный водитель, который вместо московской Инициативной улицы повёз меня куда-то в сторону МКАД. Когда я заметила, что мне в обратную сторону, водитель ткнул пальцем в навигатор и сказал, что Инициативная улица находится в Люберцах и навигатор ведёт его именно туда. Переубедить водителя мне так и не удалось, тем более что он едва понимал по-русски. Выпустил он меня из машины только на полпути к Люберцам. А вот в третий раз мне стало страшно по-настоящему. За рулём оказался бородатый брюнет с гортанным голосом, который начал колесить кругами и в конце концов привёз в какую-то промзону. Когда я сказала, что мне не сюда, а ребёнка из школы забрать, воинственный водитель начал меня оскорблять, утверждая, что он только что из района боевых действий и разберётся «с моей семьей», которую обязательно «вычислит».

Однажды мне надоели приключения, преследовавшие меня в «Яндекс-такси», и я написала об этом пост в Facebook. На него откликнулся Дмитрий Волков, который представился сотрудником службы поддержки «Яндекс.Такси». Вот что он сообщил: «Водителя, который допустил нецензурные выражения и не довёз до пункта назначения, я уже отстранил от заказов в сервисе. Такое поведение никуда не годится, спасибо вам большое за сигнал. Насчёт другого водителя проводим серьёзную проверку, скорее всего, по её итогам его ждёт та же участь. Примите, пожалуйста, извинения от меня и всей нашей команды за то, что вам пришлось с этим столкнуться». И далее – интригующая фраза: «Сообщу об инциденте в их таксопарки, чтобы коллеги могли принять меры и на своей стороне».

Таксопарков как таковых давно не существует. Координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов некоторое время назад на собственном опыте изучил ситуацию в российском такси. Он решил поработать таксистом в сервисе Gett . Вот, что он рассказал «Новым Известиям»:

«Сейчас на рынке такси работают две группы. Это таксомоторные компании и агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками либо с частными водителями, зарегистрированными как ИП. Люди там работают на износ. Средний чек составляет в крупном городе 150–200 рублей. От 20 до 30% от этой суммы получают диспетчерские, около 1% – поставщики софта для такси. Я экспериментировал во многих городах. За 10 часов работы водитель зарабатывает 1500 рублей. Таксисты берут автомобили в аренду и, чтобы её отбить (а это 2500–3000 рублей в сутки), работают по 20 часов в сутки. Пьют энергетики, умываются холодной водой, едят за рулём... Оттого и столь частые аварии».

«К сожалению, мобильные приложения сами создают условия для незаконной деятельности, в том числе для привлечения нелегальных перевозчиков. Нет учёта и отчислений налогов за работающих водителей, нет ответственности перед пассажиром в случае ЧП. Потребителей привлекают ценой на уровне себестоимости поездки. Большинство водителей не понимают убыточности такого вида деятельности и втягиваются в эту «пирамиду», – комментирует председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин.

Как будто в подтверждение этих слов в моей почте на mail.ru всплыло окошко с объявлением: «Подключение к Яндекс.Такси, Uber и Gett Taxi. Сейчас на рынке очень много компаний предоставляющих услуги подключения к агрегаторам. Но именно поэтому мы предлагаем вам подключиться на уникальных условиях. Просто наша компания ориентирована на подключение большого количества водителей».

Кто эти водители, каков их стаж за рулем, есть ли у них вообще российские права? Все эти вопросы «виртуальный таксопарк» и агрегатора интересует в последнюю очередь. По сути, агрегаторы связи – это бесконтрольные перевозки без какой-либо ответственности. Оно и понятно: контроль требует вложения дополнительных средств, а хозяин сервиса нацелен на получение быстрых денег. В результате никто из пострадавших в авариях с такси, вызванными по мобильному приложению, ни разу не получил страховку. Вот, что рассказала «Новым Известиям» пострадавшая в аварии по вине «Яндекс-такси» Елена Гращенкова:

«Выяснилось, что пассажир автосервиса, работающего с агрегатором, не имеет ни права на страховку, ни вообще каких-либо гарантий. Реакция Яндекса после аварии была примерно такой: «Мы просто оказываем информационную посредническую услугу при помощи программного обеспечения. Простите, господа, но ведь это вы прислали мне данного конкретного водителя, виновного в аварии! Когда я начала разбираться, то выяснилось, что агрегаторы работают с неизвестными людьми, не проверяя ни навыков вождения, ни происхождение машины, которую они арендуют, ни наличие ОСАГО. Сейчас я подала заявление в суд».

Пассажир всегда крайний.

Водители Яндекс-такси, поставленные условиями работодателей на грань выживания, в последнее время тоже начали изобретать свои методы «левого» заработка. Разумеется, за счет пассажиров. Так, любые неблагоприятные погодные условия – снегопад, дождь, авария на станции метро - нередко делают сервисы агрегаторов такси недоступными на несколько часов. После этого их цены взлетают в 3-4 раза. Так было, например, во время сильных снегопадов в Москве в феврале этого года. А бывает еще и так, что водитель посередине пути внезапно провоцирует скандал , либо ссылается на неисправность машины и просит пассажира покинуть салон авто. Вот, как объясняет это Петр Шкуматов:

«Компании-агрегаторы сейчас пытаются бороться с мошенническими схемами, когда таксист берёт заказ через приложение, отъезжает на какое-то расстояние и отказывается от заказа, например, из-за проколотого колеса или поломки машины. При этом он просит пассажира расплатиться с ним наличными. В этом случае агрегатор теряет комиссию, потому что клиент отказывается от поездки, нажав соответствующую кнопку в приложении». После отказа и «перезаказа» цена новой поездки для пассажира в Яндекс-такси возрастает: таковы правила агрегатора…

Кстати, недавно в столице предложили создать «чёрный список» водителей Яндекс-такси. В него хотят внести водителей, которые нарушают правила дорожного движения и создают опасные ситуации на дорогах. С такой инициативой выступил заместитель председателя комиссии Мосгордумы по безопасности Андрей Шибаев. На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация: пассажир вынужден расплачиваться даже за нарушение правил дорожного движения водителями Яндекс-такси. Вот, что рассказывает сооснователь проекта BelkaCar Екатерина Макарова:

«Мы автоматически перенаправляем штраф пользователю. Он видит штраф в приложении и не может совершить следующую поездку, пока не оплатит его. Штрафы списываются с банковских карт пользователей автоматически. У нас эта система полностью автоматизирована".

По словам эксперта, самое популярное нарушение – это превышение скорости.

Пока «чёрные списки» таксистов не будут составлены и государственные структуры не вмешаются в деятельность агрегаторов, пассажир так и останется крайним…

Подпишитесь