Posted 12 февраля 2019, 09:08
Published 12 февраля 2019, 09:08
Modified 7 марта, 16:14
Updated 7 марта, 16:14
О весьма неожиданной и необычной тенденции написал в ЖЖ финансовый аналитик Spydell:
«За 15 лет (с января 2004 по январь 2019) отношение зарплат на Украине и в России не изменилось! За 15 лет зарплаты выросли сопоставимо: в январе 2004 в России было 185 долл и 88 долл на Украине (в среднем за 12 месяцев, чтобы сгладить волатильность данных), спустя 15 лет стало 692 (43400 руб) и 326 (8900 гривен), т.е. соотношение 2 к 1.
С июля 2015 темпы роста зарплат на Украине значительно опережают темпы роста российских зарплат – это самая мощная и самая продолжительная тенденция за всю постсоветскую историю, последний раз схожий тренд был лишь в 1998-1999.
190 долларов в месяц в январе 2016 – минимально зафиксированный уровень зарплат населения Украины в эпоху ожесточенной геополитической возни. Максимальный показатель был достигнут в январе 2014 - 411 долларов (за месяц до Майдана), т.е. падение 54% Текущее значение 326 (+71% от дна) – это 80% до докризисного уровня.
В России дно кризиса было с задержкой в 6 месяцев, это июль 2016 и 522 долларов, максимальное значение в декабре 2013 (на месяц раньше украинского максимума) – 945 долларов. Глубина падения «лишь» 45%, но и восстановление менее энергичное + 32% или 692 доллара на конец 2018 – это 73% от докризисного уровня, т.е. статистический факт заключается в том, что в России был нанесен больший ущерб доходам населения, чем на Украине.
Измерение доходов населения в долларах или евро в постсоветских, латиноамериканских, азиатских или африканских странах справедливо по причине, что это показывается покупательскую способностью импорта, а значит и фактический уровень жизни. В этих странах нет технологий потребительского назначения, поэтому все, что сложнее куска хлеба, спичек и туалетной бумаги обычно импортное, либо собрано на территории страны из импортных комплектующих. Тем не менее с долларовым балансом правильнее всегда приводить и реальный уровень дохода с учетом национального уровня потребительских цен.
Здесь расклад следующий: от декабря 2013 падение реальных доходов на Украине составило почти 24% и приостановилось в феврале 2016, примерно там же остановили свое падение и российские доходы населения, но в отличие от Украины упали только на 10%. Отличие в том, что с 2 квартала номинальных рост доходов на Украине значительно опережает инфляцию и получилось так, что к концу 2018 Украина полностью компенсировала провал и по уровню доходов превосходит домайдановский период на 11% - ровно также, как и Белоруссия.
В России лишь в декабре 2018 зарплаты населения вышли на уровень декабря 2013, т.е. околонулевой баланс, В Казахстане аналогично.
В Белоруссии потребительский кризис был относительно мягким и растянутым по времени – около 6.5% падения доходов к январю 2017 от декабря 2013, а восстановление началось с 4 квартала 2017 и пока продолжается. В Казахстане кризис пришел позже – лишь с апреля 2015, а падение как в Белоруссии (6-7%), но разница в том, что в отличие от Украины, России и Белоруссии там стагнация уже три года без каких-то признаков роста.
Кстати, что касается долларовых доходов в Казахстане и Белоруссии, то выходит так: в Казахстане минимум был зафиксирован в сентябре 2016 на уровне 412 долларов, в лучшие времена (январь 2014) было 717, фактическое падение на 43% - почти как в России. Но вот восстановления практически нет и декабрю 2018 доход 473 доллара. Впервые с 1999-2000 года (почти за 20 лет!) зарплаты в Казахстане сравнялись с Белорусскими! В Белоруссии сейчас 469 долларов (минимум 362 в ноябре 2016, максимум 592 бакса в ноябре 2014, - падение на 39%).
Итак, чтобы систематизировать:
На самом деле то, что примерно 90-92% эфирного времени (по таймингу) на российском пропаганда ТВ забито национальным развлечением «как там дела у хохлов» не вызывает удивления и тут нет никакого противоречия. Контекст прост и прозрачен: безумная фашистская хунта захватила власть на Украине, устроила настоящий ад, развал и тотальный коллапс, попутно уничтожая все вокруг и людей в том числе, причем по обе стороны баррикад. Не в пример российским гениальным руководителям, у которых на каждый неудобный момент припасен хитрый план, а лучше сразу пачка хитрых планов. Никогда не ошибаются, всегда действуют с расчетом, мотивацией и высочайшей компетенцией, всегда самые честные, объективные и непредвзятые. И вообще мы все в белом, всегда правы, все такие в шоколаде, растем и развиваемся, пока пинды, гейрепопейцы и проклятые хохлы деградирует и самоуничтожаются.
Реальность, как видно иная. Если с определением фашисткой хунты еще можно согласиться, то с экономической частью как обычно.
Упали все, оба режима в экономической жопе, но Россия в целом хуже, причем хуже страны, которая утратила территорию и находится в состоянии войны. Формирование подменной, фальшивой реальности в российском, да и в украинском ТВ (но в российском вероятно более агрессивно, если судить по таймингу) – древний механизм переключения внимание с реальных проблем, с реальной повестки дня на искусственно навязанные проблемы. Потому что если не будет образа внешнего врага, неизбежно начнутся вопросы, а что собственно здесь не так и почему мы хуже всех или одни из аутсайдеров по целому ряду параметров?
Внешний враг (а Украина в этом плане подходит лучше всего) не только инструмент медийного спама, но и транспонирование с последующим экспортированием внутренней ожесточенности на внешний субъект. Образ внешнего врага позволяет прикрыть провалы во внутренней политике – в социальной сфере, в экономике, науке, образовании и заретушировать полное непонимание того, как выходить из текущего положения, прикрыть некомпетентность и ряд провалов. Прикрыть ничегонеделание и отсутствие внятного образа будущего. К Украине это относится в полной мере, именно поэтому геополитическая возня, накал напряженности нужны обоим режимам, потому что по существу оба банкроты прежде всего в неспособности сформировать конструктивные потенциалы и образ будущего (на деле, а не на словах). Обещаний, как всегда много, результаты только так себе.»