Posted 15 января 2019, 13:46
Published 15 января 2019, 13:46
Modified 7 марта, 15:58
Updated 7 марта, 15:58
Владимир Сотников, вице-президент фонда «Региональная политика»:
С чего, собственно, такой ажиотаж вокруг указа? Он запоздал, как минимум, на два года, когда уже всем было очевидно, что мусорная реформа проваливается, регионы не справляются с задачей своими силами модернизировать отрасль и просто не понимают, чего от них хотят. Простой пример: территориальные схемы по обращению с отходами. Полмиллиарда рублей потрачено на пересчет полигонов. Что это дало? Даже там, где к делу подошли ответственно, данные устаревали быстрее, чем росли новые завалы. В некоторых областях, например , в Архангельской, Ярославской, Тульской, устарели и сами терсхемы – их попросту перечеркнул московский мусор, которого не ждали.
Всего в России в настоящий момент действует более 1000 полигонов для отходов, 15 тысяч санкционированных свалок, но - почувствуйте разницу! – за последние пять лет, в период так сказать активного реформирования - к ним добавилось еще 17 тысяч несанкционированных свалок и 13 тысяч несанкционированных мест размещения отходов, но практически нет примеров грамотных и эффективных решений по ликвидации этого безобразия. Откуда им взяться, если реформой мусора в стране до последнего времени занимались шесть министерств, 24 ведомства, сотни общественных и экологических организаций со своим собственным «профильным» интересом к проблеме, и, не побоюсь сказать, без понимания конечной цели - что будет с экологией от бесконечного «тяни-толкая»?
К сожалению, институт региональных операторов, который, по идее, должен был стать мозгом и проводником реформы, едва ли не повсеместно отметился только скандалами, вытеснением конкурентов и непомерными аппетитами на свои услуги. Ни мощностей, ни инвесторов, ни полигонов, что могло бы хоть отдаленно свидетельствовать об их готовности к реформе.
В новогодние дни все это обернулось мусорным коллапсом.
Указ президента, как я понимаю, своего рода реакция на эти события и намерение не допустить их впредь. Появление единого координирующего центра должно положить конец региональной вольнице. Логично, что куратором кампании становится Минприроды – во всяком случае, можно надеяться, что благополучие человека станет приоритетом реформы. Но очевидно и другое: многое придется начинать заново или проходить по второму кругу – от разработки схем по территориальному обращению с отходами, до контейнеров для раздельного сбора мусора.
Ильдар Нееров, бизнес-обмундсен по экологи и природопользованию:
"Мусорная реформа", начавшаяся в новом году с несанкционированных свалок по всей России и паники в чиновничьих кабинетах, пробуксовывает. Тарифы выросли в разы, а услуг региональных операторов многие города так и не увидели. При этом с местных властей снята ответственность за вывоз отходов - на возмущение народа они разводят руками и отвечают, что не в силах повлиять ни на тарифы, ни на качество услуг.
В ряде городов и регионов власти не выдержали и приняли волевое решение: отложить реформу и, пока не наступил мусорный апокалипсис, вернуться к услугам прежних подрядных организаций.
Но я бы не стал рассматривать указ президента как уступку паническим настроениям. Да, купирование «мусорной проблемы» ожидалось в 2019 году, не получилось. Почему? Документ четко выявляет приоритетные направления, на которых надо сосредоточиться Единому оператору: соблюдение норм законодательства при обращении с твёрдыми коммунальными отходами, стимулирование инвестиционной активности в данной сфере и реализация нацпроекта «Экология».
Единая госсистема по контролю за отходами должна быть создана до 2020 года. Интеграция электронных моделей терсхем в единый реестр позволит наглядно представлять, какая работа с коммунальными отходами ведется в каждом субьекте федерации, и кого надо стимулировать, если дело идет на лад, и с кем разбираться, если .кроме говорильни там ничем больше не занимаются. 75 млрд руб., которые выделяет бюджет на координационную работу, это, по сути, деньги, которые должны быть вложены в эффективные экологические решения, в частности, в цивилизованную и безотходную утилизацию мусора.
Нина Слепкович, эксперт экологической программы:
Общественники и правозащитники давно предлагали создать "мусорную" госкорпорацию. В октябре прошлого года Совет по правам человека, Общественная палата и Общероссийский народный фронт подготовили и передали президенту доклад, в котором говорилось, что инфраструктура по обращению с ТКО в стране не создается ни государством, ни бизнесом, много лет продолжается незаконное размещение отходов без контроля качества, а попытка передать создание такой системы в частные руки не принесла эффективных результатов. В итоге безответственное обращение с отходами привело к тому, что любая информация о строительстве нового объекта переработки или загруженности действующего влечет за собой многочисленные протесты населения, которые все чаще превращаются в политические митинги.
Всего этого можно избежать. Объем финансирования комплексной системы обращения с ТКО на срок до 2024 года составляет 291 миллиард рублей, в том числе около 104 млрд руб. из федерального бюджета. На наш взгляд, серьезная сумма, если ей правильно распорядиться и не распылять направо и налево, как у нас принято. Мы считали, что нужен государственный орган при министерстве природопользования, который взял бы на себя функцию комплексного модерирования всех процессов в области обращение с ТКО.
Госкомпания также сможет приобретать активы и участвовать в инвестпроектах, привлекая частных региональных операторов, поскольку они уже имеют опыт работы с территориальными схемами и кое-где уже проявили себя с хорошей стороны.
Нас услышали, появился указ президента, государственная компания создана. Немного напрягает, что одним из первых проявил интерес к «важному и своевременному плану» владелец компании "Хартия" и самый известный оператор по переработке мусора Игорь Чайка. Были опасения, что он и сам не прочь возглавить новую корпорацию, либо взять на себя выработку мер финансовой поддержки участников рынка. Позиция ОНФ заключается в том, чтобы собрать вокруг «Единого оператора» не тех, кто лучше всех умеет осваивать бюджетные потоки, а кто имеет потенциал для эффективной модернизации отрасли. Это крайне важно, ведь общий объем отходов в отрасли до сих пор увеличивался на 5 млрд тонн в год.