Posted 9 января 2019, 07:59
Published 9 января 2019, 07:59
Modified 7 марта, 16:02
Updated 7 марта, 16:02
Декабрьские провальные переговоры Путина и Лукашенко – лишь один из сюжетов многолетней истории, тянущейся по сей день. Провальные, потому что победных реляций не последовало, результаты неизвестны, традиционной пресс-конференции не было. Из сообщений приближенных лиц сделан вывод, что главные разногласия касаются нефти и газа.
Сергей Баймухаметов
Россия планирует к 2024 году обнулить экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты и поднять ставку налога на добычу полезных ископаемых. Беларусь, получающая российскую нефть без пошлин, опасается, что из-за российского налогового маневра цена нефти вырастет, Беларусь потеряет более 10 миллиардов долларов за шесть лет, и потому настаивает на компенсации.
Какая компенсация? Почему? Потому, что в 2014 году Россия заключила с Беларусью договор: до 2025 года поставлять по 23 миллиона тонн нефти ежегодно, не взимая пошлины - по условиям Евразийского экономического союза. И получать взамен 1,8 миллиона тонн бензина. А договоры надо выполнять? Вот поэтому президент Лукашенко и высказывался резко в Минске: «Без российской нефти мы обойдемся. Да, будет трудно, дорого, но свобода не измеряется никакими деньгами. Мы все равно найдем выход. Этого в России не понимают, они думают, что мы никуда не денемся... Я понимаю эти намеки: получите нефть, но давайте, разрушайте страну и вступайте в состав России… Не мытьем, так катаньем инкорпорируют страну в состав другой страны».
Кстати, этот самый «налоговый маневр», по которому компании будут экспортировать нефть без уплаты экспортных пошлин, невыгодный Беларуси, может выйти боком и России – считают экономисты Никита Кричевский и Кирилл Таченников.
Но и «налоговый маневр» – лишь часть истории. Едва ли не самый ее таинственный и драматический момент приходится на 2001-2007 годы.
В январе 2007 года Россия ввела пошлину на продажу нефти, поставляемую в Беларусь. В ответ Беларусь ввела таможенные пошлины за транзит нашей нефти в Европу.
9 января 2007 года в Кремле состоялось экстренное совещание президента РФ Путина с членами правительства. Цитирую по стенограмме:
«Президент Путин:
- В чем суть, собственно говоря, проблемы?
Вице-премьер Христенко:
- В рамках процессов интеграции в1995 году Российская Федерация отказалась от взимания экспортных пошлин на сырую нефть при поставках ее в Белоруссию… Ставки на нефтепродукты должны были устанавливаться на белорусской западной границе… 15 процентов — в бюджет Республики Беларусь, 85 процентов — в бюджет Российской Федерации. В 2001 году белорусская сторона в одностороннем порядке вышла из этого соглашения.
Путин: - В каком году?
Христенко: - В 2001 году. И с этого момента устанавливала режим экспортных пошлин самостоятельно. В 2-3 раза ниже, чем российские ставки пошлин на нефтепродукты.
Путин:
- И это привело к тому, что наши нефтекомпании стали вывозить нефть сырой для переработки на белорусскую территорию, так?
Христенко:
- Это направление стало неким оффшором - пылесосом, который создавал преимущества для белорусских нефтеперерабатывающих заводов.
Путин:
- Значит, в 2001 году белорусские партнеры в одностороннем порядке вышли из этого соглашения, да?
Христенко:
- Да.
Путин:
- Почему же вы сразу не ввели экспортную пошлину на сырую нефть?
Христенко:
- Факт таких длинных переговоров является лишним свидетельством поддержки белорусской экономики…
Путин:
- И переговоры шли пять лет?
Христенко:
- Да, и переговоры с разным успехом, точнее с безуспешностью, шли пять лет».
Вот эту часть, про 5 лет, в новостном сюжете программы «Время» не дали. Потому что она многое выдавала с головой? По крайней мере, вызывала вопросы.
Значит, президент 5 лет ничего не знал, а правительство не принимало мер, исходя из дружеских чувств к братскому белорусскому народу? То есть наши нефтяные компании беспошлинно гнали сырую нефть в Беларусь? Там из нее делали бензин и продавали в Европу. Все деньги шли только только Беларуси? В бюджет России – ни копейки? Пять лет! Какие десятки миллиардов долларов утекли с этой черной рекой?
Ситуация была более чем абсурдная. В 2001 году произошло скандальное событие межгосударственного значения и масштаба – Беларусь разорвала важнейшее экономическое соглашение с Россией. Об этом должно было быть всем известно. На всех углах должны были кричать. Но - не раздалось ни звука. Это как же надо было хранить тайну, что о ней 5 лет не знал даже президент? Хотя никакие межгосударственные соглашения не должны пройти мимо него. Такой, и только такой вывод можно сделать из стенограммы. Или на том совещании разыгрывался спектакль для народа, подредактированный потом в программе «Время»?
Повторим, эти 5 лет были выгодны нашим нефтяным олигархам и Беларуси. Но какая выгода членам российского правительства? И почему они ничего не говорили президенту?
12 января 2007 года стороны подписали компромиссное соглашение. В частности, по февраль 2008-го для Беларуси стал действовать льготный режим применения российской пошлины на нефть - 29,3% от полного объема. Затем он будет микроскопически возрастать. А потом… следите за руками…
В 2017 (!) году пресс-служба Кремля сообщила:
«С 2011 по 2015 год беспошлинно ежегодно поставлялось от 18 миллионов до 23 миллионов тонн нефти нашим белорусским партнерам. И всего российский бюджет в период с 2011 по 2015 год в этой связи недополучил 22,3 миллиарда долларов. Все это является нечем иным, как прямой и косвенной поддержкой нашего союзного белорусского государства».
И это тоже – лишь часть черного детектива. Суть его в том, что в России НЕ РАЗВИВАЕТСЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Концернам выгодно гнать сырую нефть за границу вообще и на переработку в Беларусь – в частности.
Руководитель одной из крупнейших компаний так прямо и сказал: «Мы считаем нецелесообразным строительство нового нефтеперерабатывающего завода в стране, так как в России для этого нет соответствующего рынка…То, что сейчас Россия экспортирует в виде нефтепродуктов, является на самом деле полупродуктом, который идет на дальнейшую переработку. Я считаю, надо выходить на европейский рынок путем приобретения новых активов, перерабатывать нефть там и возвращать маржу в Россию».
С точки зрения общегосударственных интересов – это… нонсенс, мягко говоря. При глубокой переработке, как в европейских странах и в Америке, из одного барреля нефти (159 литров) выходит 85 литров бензина. По розничной цене они уже равнозначны. Помимо бензина из того же барреля нефти производится:
25 литров солярки для тракторов и комбайнов,
20 литров керосина,
9 литров газа,
8 литров нефтяного кокса – ценного сырья для промышленности,
5,6 литров мазута – топлива для электростанций,
4,5 литра сжиженного газа,
1,5 килограмма древесного угля,
12 баллонов пропана,
1 литр моторного масла.
Современная переработка нефти обеспечивает широчайший спектр продуктов, используемых в электронике, в производстве резины, каучука, пластмасс, минеральных удобрений, лекарств и даже косметики. Иначе говоря, автоматически порождает сопутствующие предприятия, создавая новые рабочие места.
Это называется - диверсификация. В данном случае - перевод экономики страны с сырьевых рельсов на производственные, вложение денег в строительство и развитие перерабатывающих предприятий. Нам о ней долго и много говорили. Сейчас – почему-то скромно молчат.
По тем словам, например, вот уже 3 года как должен работать новый завод в Чечне. От него отказались. По тем же словам вот уже 7 лет как должен работать самый крупный в России нефтехимический комплекс в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Строительство даже не начато. Кстати, на том предприятия глубина переработки должна была составлять 93% - как в Европе и США. Сейчас в России действуют около 250 мини-заводиков с глубиной переработки 40%. Кустарщина. Но ведь она кому-то выгодна. Мини-заводы дают мазут, бензин и дизельное топливо не самого высокого качества. Их пытались и пытаются прикрыть, но тогда в регионах возникнет дефицит бензина. Куда ни кинь – всюду клин?
По автономным заключениям независимого экономиста Никиты Кричевского, директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, правительственная политика налоговых льгот для нефтяников привела к тому, что глубокая переработка нефти в России стала экономически бессмысленной и убыточной.
Подучается, наше грозное государство во главе с президентом, которые, как нам говорит ТВ, способны в бараний рог свернуть что угодно и кого угодно, не в силах заставить правительственных чиновников и нефтекомпании строить современные нефтеперерабатывающие заводы. Хотя государство владеет контрольными пакетами акций, к примеру, в Роснефти, Газпроме, Газпромнефти.
В то же время российские компании энергично инвестируют средства в зарубежные нефтеперерабатывающие заводы. Им принадлежат солидные доли акций в предприятиях Румынии, Болгарии, Италии, Голландии, Германии и других стран.
Здесь у них свой резон. Во-первых, не надо вкладывать громадные деньги в строительство российских НПЗ, а можно купить акции уже работающих заграничных- и получать дивиденды. Во-вторых, неизвестно, кому эти предприятия достанутся в случае какого-либо очередного российского поворота или коренного перелома.