СВОДКИ С ПОМОЕК
Ульяновск: « К утру 4 января в некоторых многоквартирных домах мусоропроводы забиты до верхних этажей! Запах уже стоит в подъездах! К контейнерам не подойти, на десять метров вокруг все завалено, бегают крысы.»
Омск: «Тонем в мусоре. Такое ощущение, что к нам во дворы свезли вонючие отходы со всей области.»
Тула: С 1 января 2019 года в Туле должен был начать работу единый региональный оператор по вывозу мусора - компания Игоря Чайки "Хартия". Однако контейнеры для отходов не опустошаются, из разных районов в СМИ поступают сигналы жителей о захламлении мусорных площадок... Люди вынуждены буквально запихивать пакеты с отходами, чтоб они не вывалились из контейнера. 119 рублей с проживающего? 2 рубля цена их работы! При управляющей компании мусор вывозили почти ежедневно".
Керчь: «Мусор не вывозят больше 10 дней, сообщает портал «Крым.Реалии» На некоторых центральных улицах мусор начали складыватьь прямо на пешеходных зонах. На центральном рынке Керчи горы мусора находятся рядом с торговыми рядами, где торгуют овощами и фруктами, а также рядом с корпусом, где производят продажу молочных продуктов. По словам керчан, там уже неоднократно замечены стаи крыс.»
Бурятия, Telegram-канал blogrb:" Неапольский мусорный кризис по сравнению с нашим - детский сад. Региональный оператор из Приангарья - жадный. Одно предложение о введении мусорного налога на туристов чего стоит! Подряды на вывоз мусора отдаст местным, так как тут у иркутян ни кола ни мусорного двора. Но налик будут собирать для себя исправно. Подрядчикам из местных будут платить со скрипом. Если вообще будут платить. Все это в сфере ЖКХ уже проходили десятки раз. Те же самые грабли... Ничему опыт не учит".
Магадан: « Караул!!! Еще пара дней и город придется откапывать не от снега, а от грязи. Рег. Операторы ! Уваж-е ! Может не стоит мериться с УК известно чем? . Бьем сами по себе.»
Королев: «К нам выехал областной аварийно-спасательный отряд, помогать решать проблему с мусором». mosreg.ru : «Создан штаб для контроля за внедрением новых стандартов обращения с отходами Телефон «горячей линии»: 8(495)123-36-46»
Николай: « Штаб!??? Против кого боевые действия намечаются???»
Микрорайон Новое Пушкино: «Праздничное настроение переходит в очередную борьбу за право жить по человечески, за свои же деньги! Вопрос к УК! Что происходит с вывозом мусора в нашем когда-то наичистейшем районе? Про новую региональную систему знаем, хотим услышать ответ, почему работа не ведется?
Аноним из УК: «Все вопросы , комментарии , пожелания , жалобы , просьбы и прочее с 1 января 2019 года только к РО .Все в руках этих " кудесников " За все, что творится, отвечают только они» .
Galkovskaj: «Точно виноваты Губернатор Московской области Воробьев и областное правительство в целом .Их вина, что не договорились о переносе этой навязанной реформы хоть на какой то период, чтобы подготовиться. Реально подготовится а не на словах и бумаге ....Конкретно наш РО не имеет ничего Нет ни своего полигона , нет своих сортировок , нет транспорта , нет техники нет людей , нет специалистов , нет опыта ...всего нет ,нет, нет ...» Леонид: «Проблема с мусором везде одинакова, наши чины засиделись на совещаниях и на собраниях, а мусор некому вывозить. Насколько это законно, и кто виноват в этом «новогоднем подарке»?
НЕ ЖДАЛИ?
Еще как ждали! В Пушкинском районе Подмосковья, например, проблемы с вывозом мусора начались еще в позапрошлом году. Местный инфо-портал напоминает: после того, как компания «Экон», многие годы добросовестно обслуживавшая район, не смогла принять участие в конкурсе на вывоз мусора в Пушкино в сентябре 2017 года, вывозить мусор, причем, на условиях, более выгодных, чем те, на которых согласен был работать «Экон», стали компании «Экологический патруль» и «Экопромстрой» — по «аварийному договору». Как они работали – отдельный вопрос, отметим только, что эти годы ознаменовались несколькими « революциями», во время которых город был неоднократно завален мусором — он не вывозился неделями, растаскивался собаками и птицами. 30 декабря 2018 г. «аварийные» компании прекратили обслуживать контейнерные площадки в связи с истечением договора и невыплатой им накопившихся долгов. Разбираться в ситуации и организовывать работу по вывозу мусора в Пушкино приезжал представитель областного министерства ЖКХ. Дело кончилось тем, что на фронт вновь призвали “Экон” и он бесплатно, в авральном режиме работал 31 декабря, 1 января, продолжает это делать и сегодня, но, конечно же, не справляется с такой дополнительной нагрузкой и огребает люлей ни за что. Похожая ситуация сложилась во многих областных городах. Где-то «старый друг» оказался лучше «новых двух» и стал расчищать мусорные завалы вместо избранных властями региональных операторов, а где-то прежнюю систему, худо-бедно работавшую, успели развалить настолько, что для решения проблем с мусором пришлось вызывать областные аварийно-спасательные отряды.
Большой вопрос – хватит ли спасательных отрядов на все регионы, где власти опростоволосились с выбором региональных операторов либо оставили свою вотчину вообще без смотрящих за мусором?
Глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов еще в октябре прошлого года предупреждал, что как минимум 19 регионов РФ рискуют в новом году столкнуться с мусорным коллапсом. В черный список попали Алтайский край, Башкирия, Бурятия, Москва и Московская область, Кабардино-Балкария, Краснодарский край, Крым, Дагестан, Ингушетия, Коми, а также Калужская, Кемеровская, Курганская, Ленинградская, Магаданская, Орловская, Самарская и Тверская области. Ярых нарушителей вычислили по данным мониторинга реализации мусорной реформы. Их число, похоже, было сильно занижено. На тот момент полностью перешли на новую систему обращения с коммунальными отходами только в 12 субъектах РФ. Во всех остальных и конь не валялся: строительство новых полигонов не начиналось, старые в большинстве своем, уже исчерпали свои емкости и работали на последнем издыхании, пункты сбора и переработки, если и планировались то в отдаленном будущем. Бурматов пояснил, что процесс разработки проектно-сметной документации, строительства, оборудования и ввода в эксплуатацию нового полигона на практике занимает от 8 месяцев до 1,5 лет , так что большинство регионов уже в новом году реально столкнутся с отсутствием легальных полигонов для захоронения коммунальных отходов и будут вынуждены валить их куда попало. К тому же, территориальные схемы размещения полигонов ТБО и т. д. никто не согласовывал с гражданами, а на их разработку потрачено полмиллиарда рублей. По словам Бурматова, « деньги просто в шредер засунули или сожгли». Схемы придется пересогласовывать, в большинстве случаев составлять заново. Это отодвинет реформу еще на пару лет.
Напомним: осенью 2018 года заканчивался четвертый год подготовки к «мусорной революции», «Аврору» распирало, и она должна была вот-вот пальнуть. Чем занимались регионы, если за секунды до залпа большинство оказались к нему не готовы? Да как всегда – делили деньги в нашем кармане.
ДЕНЬГИ ДАВАЙ
Деньги – самый интересный момент во всей реформе. Комитетом Бурматова были выявлены наиболее алчные регионы: Ингушетия – прогнозировался рост ежемесячных затрат семьи из трех человек с 76 до 1399 рублей (рост на 1746%), Курганская область – с 77 до 630 рублей (714%), Коми – с 145 до 761 рублей (424%). При этом, сообщил депутат, в ряде регионов также зафиксирован многократный рост платы за услугу по вывозу мусора, который затронет не весь регион, а его отдельные зоны: Красноярский край - 5530%, Пермский -538%, ЯНАО -2845%, Нижегородская область - 1585%, Астраханская - 855%, Иркутская -338%, Воронежская -304%.
До конца прошлого года на мусорном фронте шла ожесточенная борьба населения с операторами, чтобы привести взбесившиеся тарифы хоть в какое-то соответствие со здравым смыслом. Например, туляки
с большим недоверием и недовольством восприняли приход в город Игоря Чайки, мусорщика-монополиста, уже задавившего своей «Хартией» пол-Москвы. Жители заявили, что им не нужны посторонние мусорные операторы, которые "задирают" цены, что в городе много "своих людей", которые справятся с вывозом отходов. Однако в ответ им было сказано, что монополизация мусорного бизнеса под контролем "Хартии" неизбежна, так как утверждена "федеральным законодательством" - хотят того горожане или нет. В Красноярском крае несусветные тарифы довели жителей до массовой голодовки. В ЯНАО против задраных цен бунтовали даже олени – известен их массовый забег к полюсу с антимусорными плакатами на рогах.
После окрика президента тарифы упали, но тут же выяснилось, что без мощных финансовых вливаний мусорная отрасль еще долго не сдвинется с места. Что это будет означать для населения? – за неделю до нового года поинтересовалась «Российская газета» у министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Кобылкина. Ответ оказался до изумления прозорливым: «С 1 января региональный оператор, которому не назначили цену за услугу, может отказаться мусор вывозить. Вместо новогоднего подарка люди найдут под елкой свой же пакет с мусором, который никто не собирается вывозить».
Короче, вы поняли… У региональных операторов, которые всеми правами и неправдами лезли на рынок, выталкивая старых игроков и подминая под себя каждую помойку, не оказалось своих денег не только на строительство объектов переработки и хранения отходов, но даже и на их транспортировку в сторону от мусорных баков. Операторы написали коллективное обращение президенту Путину с просьбой дать отсрочку запуску реформы. Надо полагать, до тех пор, пока не выжмут из населения всё, что надо. За отсрочку выступила и Госдума, приняв соответствующий закон в последних числах декабря, Совет Федерации тут же его одобрил. Подпись президента ожидалась до боя курантов. Поэтому совершенно непонятно, выстрелила наконец «Аврора» или нет? Судя по тому, что «пакет с мусором» у нас под елочкой, то никакой революции в стране не случилось. А судя по платежкам в почтовых ящиках, она уже на плавном старте.
Авторитетно
Вице-президент «Опоры России», председатель комиссии по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления «Опоры России» Юрий Рябичев:
— Реформа идет. В первую очередь это сказалось на массовом оттоке малого и среднего предпринимательства, занятого в сфере отходов не один год. По сути, их вытесняют с рынка. А подчас те, кто приходит в отрасль, не знают, как это делать, не имеют своей инфраструктуры и не хотят вкладывать в нее деньги. Даже несколько месяцев хода реформы в пилотных регионаах показали неприемлемость передачи ответственности за организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления, в том числе и ТКО, от местных органов власти в руки частных предприятий. Государство не должно полностью сбрасывать с себя функции контроля за этими процессами. Иначе не избежать хаоса и еще больших проблем с отходами. Требования предпринимателей следующие: — скорректировать реформу в отрасли с тем, чтобы не позволить региональным операторам защищать собственную исключительность шантажом органов государственной власти и населения наступлением экологической катастрофы. Система обращения с отходами в субъектах РФ должна быть как минимум дублирована, как парашют; — сформировать в области обращения с отходами дифференцированную систему регулирования по видам деятельности. В частности, лица, осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов должны конкурировать между собой за право приема отходов от лиц, осуществляющих накопление и транспортировку отходов. А лица, осуществляющие накопление и транспортировку отходов, должны конкурировать между собой за право сбора отходов у населения и организаций; — ответственность за организацию деятельности по сбору, накоплению и транспортированию отходов следует возвратить органам местного самоуправления - городским округам и муниципальным районам, а ответственность за обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов должны осуществлять органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сообщество предпринимателей сходится во мнении, что устанавливать принципы и регулировать основы деятельности по обращению с отходами должно федеральное законодательство, а не группа региональных операторов, оседлавших мусорную волну.