Posted 29 декабря 2018, 07:00

Published 29 декабря 2018, 07:00

Modified 7 марта, 16:07

Updated 7 марта, 16:07

Вали, пока не видно! Почему мусорная реформа обрела приставку "псевдо"

29 декабря 2018, 07:00
Перед новым годом законодатели преподнесли россиянам сомнительный сюрприз, отодвинув начало мусорной реформы в стране ещё на четыре года. Несколько лет ряд министерств и ведомств её изобретали, разрабатывали, согласовывали, лоббировали и вот – бросаем недоделанное, начинаем новое. И как же мы это начинаем?

Андрей Умников, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

21 декабря Совет Федерации утвердил закон, который позволяет размещать твёрдые коммунальные отходы на нелегальных свалках. Эти экологически опасные «объекты» до 1 января 2023 года разрешено эксплуатировать без документации, предусмотренной законодательством РФ. Более того, лицензии на размещение отходов – и раньше-то в большинстве своем формальные – теперь заменяются на заключения, выдаваемые Росприроднадзором. Не трудно представить, сколько будет стоить такое «заключение» для хозяина несанкционированной свалки, но он заплатит, потому что ему выгодно валить отходы бесконтрольно и в том месте, которое он давно обогрел.

Проверял ли кто этот «либеральный» закон на коррупционную составляющую, я не знаю. Но как эксперт в сфере экологической безопасности уверен, что населению и окружающей среде будет нанесён тягчайший вред.

Есть реформа, нет её, но в работе с опасными отходами нельзя допускать ни бесконтрольности, ни либерализма. На Госсовете по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» 27 декабря 2016 года на это прямо указал Президент РФ, поручив принять необходимые меры по безопасному обращению с отходами, в том числе, за счёт использования ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» для получения, обработки и передачи навигационной информации при транспортировании отходов. Поручение президента не потеряло актуальности до сих пор, но, увы, оно не выполняется. Росприроднадзор при осуществлении надзорной деятельности как не использовал аппаратуру ГЛОНАСС, так и не использует, в результате чего недобросовестные участники рынка валят отходы в «слепой зоне» – на берегах водоёмов, землях сельхозназначения, в лесах, оврагах, горных выработках, карьерах и др.

Обескураживает, что никакой собственной вины в этом безобразии ведомство не видит, а возлагает всю вину на местные власти. Более того, данные о росте несанкционированных свалок в официальных заявлениях звучат как все возрастающие «достижения». В 2017 году надзорное ведомство публично озвучило, что общее их количество в стране в 20 раз больше, чем легальных объектов захоронения отходов, и ежегодно выявляется более 20 тысяч новых несанкционированных свалок. Почему только выявляется, а не предотвращается их появление? Вы что – статисты? Где работа на упреждение, где реальные предложения по перелому чрезвычайной ситуации? Как вы взаимодействуете с добросовестными участниками рынка и общественными инспекторами? Как ведомство компенсирует ущерб, причиненный природе и здоровью людей? Ведь количество несанкционированных свалок только за период 2014-2017 увеличилось на 64%!

А что у нас с тем мусором, который существует легально, «в законе» и под зорким приглядом Росприроднадзора?

По данным Счётной палаты РФ, в стране действует более 1 тысячи полигонов и 15 тысяч санкционированных свалок, т.е. порядка 16 тысяч объектов легального размещения отходов. В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», свалки и полигоны должны вноситься в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Он включает в себя свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения и их соответствии требованиям, установленным законодательством. А теперь – внимание! - на 1 декабря 2018 года в ГРОРО включены всего 5497 объектов из 16 тысяч, официально функционирующих. Таким образом, на сегодня более 10,5 тысяч свалок и полигонов – (2/3 от общего числа!) - не соответствуют требованиям, установленным законодательством, но продолжают принимать отходы.

По данным Контрольного управления Президента РФ в 2011 году в стране полностью соответствовали установленным требованиям 1/2 полигонов, а в 2018 году - всего 1/3, и это является крайне негативным результатом работы надзорного ведомства.

Претензии к Росприроднадзору давние, можно сказать, застарелые. Это и высокая коррупционная составляющая деятельности, и формализм при выдаче лицензий, и полное отсутствие контроля за деятельностью участников рынка. Ответственность попросту не установлена ни «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденном в начале 2000-х в иных социально-экономических условиях и не отвечающих вызовам сегодняшнего дня, ни «Положением о лицензировании», принятом в «пожарном» порядке после лоббирования нынешней мусорной реформы.«Неустановленная ответственность» равнозначна тому, что ведомство не имеет мотивации на повышение эффективности контрольных мероприятий, а лицензирование по принципу «выдал и забыл» становится основной причиной роста несанкционированных свалок. Надо сказать и о том, что Федеральная служба имеет 1799 штатных инспекторов, из них инспекторов экологического надзора – 1150 (на всю Россию!). Этими силами необходимо обеспечить государственный контроль за деятельностью 80 953 объектов федерального экологического надзора и за деятельностью более, чем 350 тысяч предприятий и организаций, в результате работы которых образуются отходы производства и потребления (добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, предоставление услуг и т.д.), при том, что большая часть из них самостоятельно вывозит свои отходы. Это реально? Нет, это – НЕ реально!

ЧП на печально известных всей стране полигонах «Кучино», закрытом лично Президентом РФ в июне 2017 года, и «Ядрово», где 21 марта 2018 года из-за выброса свалочного газа были госпитализированы 53 ребенка, прямо связаны с тем, что Росприроднадзор не справляется со своими обязанностями и давно уже стал формальным органом, не обеспечивающим экологическую безопасность на требуемом уровне. Ведь эти полигоны имели лицензии Росприроднадзора, были внесены в ГРОРО и ведомство якобы осуществляло за ними эффективный контроль. Почему тогда ЧП?

Многочисленные факты грубейших нарушений при наличии разрешительных документов и существующем надзоре имеются во всех регионах, где проводились исследования независимыми экспертами. Поэтому можно продолжать защищать «корпоративные интересы» ведомства, доказывать «высокий уровень» интенсивности и результативности контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора, заменять лицензии на «разрешения», ставить под угрозу здоровье людей, официально вводя в эксплуатацию нелегальные объекты захоронения отходов, - все это ни на шаг не продвинет страну в борьбе с несанкционированными свалками и обеспечении безопасности граждан и окружающей среды, а только усугубит положение.

Начинать надо с простого – наличия «ГЛОНАСС» на каждом мусоровозе, круглосуточного контроля самого бизнеса совместно с общественностью за перемещением отходов и их размещением, и немедленной реализации назревших изменений по совершенствованию разрешительно-надзорной системы, предложения о которых 20 декабря направлены в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Таково консолидированное мнение всех добросовестных участников рынка, общественных инспекторов и экспертов. Надеемся, что новое руководство Федеральной службы по надзору в сфере природопользования примет решение в пользу экологической безопасности России, а не для прикрытия проводимой ныне мусорной псевдореформы.