Также пленум Верховного суда разъяснил судам, что нельзя привлекать к ответственности тех, кто купил спецсредства через Интернет и при этом не знал об их предназначении. Отмечается, что "технические устройства (смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и т.п.) могут быть признаны специальными техническими средствами только при условии, если им преднамеренно путём технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию", - сообщает "Интерфакс".
При этом Верховный суд признал преступлением обнародование переписки или телефонных разговоров граждан, если это сделано по прямому умыслу, - сообщает сайт радиостанции "Эхо Москвы".
На серию уголовных дел, возбуждаемых по статье 138.1 УК ("Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации") обратили внимание после истории фермера из села Лопатки Лебяжьевского района Курганской области Евгения Васильева. Он купил на AliExpress GPS-трекер, чтобы следить за коровой и вскоре в отношении него возбудили уголовное дело.
После того, как о фермере рассказали президенту России Владимиру Путину, он сказал, что не знал, что есть такая статья, а GPS-трекеры прикрепляют даже к котам. Дело вернули на дополнительное расследование, а в марте 2018 года прекратили. В октябре уже и сама Генпрокуратура выступила за отмену уголовной статьи об использовании "шпионской" техники.