Posted 9 декабря 2018, 11:30
Published 9 декабря 2018, 11:30
Modified 7 марта, 16:22
Updated 7 марта, 16:22
После столкновений части протестующих с полицией в минувшие выходные французские силовики решили создать численный перевес над ними. В Париж были переброшены десятки тысяч силовиков (до 80 тысяч), усиленные тяжелой техникой. Были зафиксированы случаи использования слезоточивого газа. Но протесты вспыхнули в других городах Франции, охватили Бельгию и начались в Испании.
Протестующие называют президента Франции Эммануэля Макрона президентом для богатых и требуют его отставки. В субботу были перекрыты десятки улиц и около 40 станций метро, закрыты самые известные музеи, туристические достопримечательности Парижа недоступны для посещений . Людям советуют оставаться дома в целях безопасности. Число задержанных достигло 1700 человек, французская полиция с ними часто не церемонится. Десятки протестующих серьезно пострадали.
"Правительство (объяснив заботой об экологии) решило накинуть цены на бензин и солярку, - пишет Андрей Колыбанов. - Водители возмутились (а у них там у водителей обязаны быть жёлтые жилеты) и вышли на улицу. Но вокруг них стали концентрироваться все протестные силы всех оттенков. Появились и другие требования, кроме топливных (кстати этого, как можно понять, уже добились, правительство согласилось цены заморозить). Так что на этот момент в пакете (который толстеет) уже более 40 требований и среди них важнейшие: минимальный уровень пенсий, изменения налоговой системы и снижение пенсионного возраста.
Ничего не напоминает?"
Многие французы недовольны и всё усиливающейся миграцией в Европу, хотя с другой стороны в протестах принимают активное участие и левые, в том числе - как минимум потомки тех самых мигрантов.
"Сейчас по французскому фейсбуку уже ходит новый призыв выйти на улицы 10 декабря в день подписания пакта Марракеша - по которому 60 миллионов мигрантов прибудут в ЕС. Против этого пакта уже восстала Швеция. И в Германии сегодня желтые жилеты протестовали с требованием аннулировать этот пакт", - пишет Татьяна Маас.
В соцсетях цитируют слова одного из протестующих: "Я вышел на улицу потому что больше нельзя смотреть как государство обирает народ. Я не могу себе позволить даже снять квартиру одному. Зарплаты почти что не растут, а налоги каждый год все повышают и повышают. Я как и коренные французы не вижу никаких перспектив вообще. Надежда на улучшения умерла. Саркози, Олланд и Макрон все они из одного теста. За 10 лет наша жизнь ухудшилась из-за роста цен на все. У меня была зарплата 1 300 евро чистыми, чуть больше минималки. Квартира стоит в Парижском регионе от 500 евро за 10-20 кв метров, к этому добавить 50 евро за страховку квартиры, 50 евро за свет и газ, 75 евро за проездной (метро+электричка) + 10 евро за телефон, 300 евро на питание. Остается 300 евро. А еще нужно одежду купить ну и не сидеть же мне дома, хочется съездить куда-то отдохнуть. Что-бы сходить в хороший ресторан с девушкой (не фастфуды) нужно минимум 50 евро иметь в кармане. Сходить в кино - 12 евро".
"Франция, которую по большому счету уже давно списали из числа стран, определяющих мировое развитие, вновь заявила о себе как о лидере в той сфере, где почти в течение 200 лет и лидировала – в борьбе за общественно-политический прогресс, - пишет телеграм-канал Серпом По. - Нынешние массовые выступления протеста, сравнимые по масштабам с 1968 годом, конечно же, не бунт против новых налогов на бензин и дизельное топливо. Это протест против системы современного капитализма, который при всех своих фантастических достижениях в области новейших технологий, с социальной точки зрения, отбросил развитые общества назад.
Долгое время правительства развитых стран признавали быстрый рост социального неравенства, сжатие среднего класса и прочие проблемы, означавшие отход от достижений "государства благосостояния" второй половины прошлого века. Признавали, но ничего не делали. Или делали то, что не давало никаких результатов. А что граждане развитых стран? Американцы положились на свои политические институты и… выбрали президентом эксцентричного капиталиста, который создает массу проблем и Америке, и всему миру. Немцы, как обычно, понадеялись, что начальство само разберется. И получили беспрецедентный поток мигрантов. Британцы решили, что смогут укрыться от проблем на своем острове. И только французы вновь применяют испытанный способ воздействия на власть. В 1968 году он принес результат. Капитализм стал другим. Что сейчас? История повторяется?"
"Полиция, как сообщается, применила против них новую формулу слезоточивого газа, который действует сильнее, чем ранее применявшийся слезоточивый газ. По некоторым сообщениям, это фосген", — как-то между делом, буднично оповестил читателей британский интернет-портал. А я, честно говоря, пребываю в легком шоке. Если кто не в курсе, фосген использовался в Первую мировую войну как боевое отравляющее вещество. Полегло много народу, - пишет Павел Шипилин. - Поэтому применять его запрещено. Понятно, что его концентрация в слезоточивом газе должна быть сильно снижена. Однако Франция подписала и ратифицировала Конвенцию о запрещении химического оружия, поэтому просто обязана отчитаться перед ОЗХО о том, при помощи каких веществ разгоняла миролюбивых "желтыых жилетов".
"Издалека эти беспорядки, и, вообще, безответственность французских леваков вызывают неприязнь, - отмечает Сергей Давидис. - В способности вызывать ее с ними могут конкурировать разе что греческие леваки. Т.е. леваки, требующие, чтобы им все предоставили за счет кого-то, и игнорирующее при этом возможности общества и долговременные потребности экономики, неприятны всюду, но тут они как-то особенно многочисленны и агрессивны. И если леваки маленькой Греции могли требовать (хотя, естественно, безуспешно), чтобы их субсидировала остальная Европа, то французы такой возможности лишены.
Я совсем не либертарианец: у государства, чем богаче страна, тем в большей степени есть социальные обязательства и рынок, конечно, не может решить все проблемы сам. Но нельзя выжать из государства больше социальных благ, чем оно способно собрать. Нужно искать баланс между сиюминутными и долговременными интересами, потреблением и движением вперед. В демократической стране борьба за карман и установление баланса между расходами и доходами казны ведется на выборах, а не на баррикадах. И если никакая политическая сила раз за разом не способна удовлетворить запросы протестующих, то эти запросы чрезмерны и неадекватны.
Интересно было бы посмотреть, какие политические силы способны были бы выиграть от этого. Вероятно, наиболее безответственные популисты, способные только ухудшить экономическую ситуацию. Что, интересно, скажут протестуюущие, когда столкнутся с таким результатом своих усилий? Но Францию жалко".
(оригинал - https://www.facebook.com/sergei.davidis/posts/2053754741346910)
"На мой взгляд, одна из жгучих проблем Франции - это излишняя концентрация власти в руках президента, - пишет Сабиржан Бадретдинов. - По идее, в демократическом государстве не должно быть причин для массовых уличных протестов: если тебе что-то не нравится - проголосуй за депутатов парламента, которые отменят решение президента. Или проголосуй против депутатов, принявших нехорошее решение. Или инициируй судебную тяжбу, которая может привести к отмене нехорошего закона. В США, например, примерно так и обстоят дела.
Во Франции же, президентская власть слишком сильна и её трудно заставить отменить свои решения без уличных протестов. Властные полномочия французского президента намного шире полномочий законодательной и судебной ветви. Срок пребывания президента на своём посту до 2002 года составлял 7 лет, сейчас - 5 лет. А люди не могут ждать 5 лет, прежде, чем избрать президента, который отменит непопулярные законы.
Кроме того, во Франции очень слаб принцип федерализма. В США многие решения принимаются на уровне штатов, а федеральная власть концентрирует внимание на общенациональных и международных проблемах. Во Франции же, центральная власть принимает все мало-мальски важные законы, например закон о повышении цен на топливо. В США такие законы обычно принимают штаты. Именно поэтому, цены на топливо в США разные в разных штатах. Если бы так же было во Франции, то никаких общенациональных протестов не было бы.
Короче, без коренного переформатирования властных институтов - т.е. без более равномерного разделения власти между тремя ветвями и без федерализации страны, уличные протесты, аналогичные нынешним, станут хроническими и перманентными".
(оригинал - https://www.facebook.com/sabirjanb/posts/10155643212256682)
Некоторые блогеры ищут во французских протестах иностранный след. На Украине, конечно же, российский ссылаясь на попавший на фото флаг непризнанной ДНР среди протестующих. Многие - американский, ссылаясь уже на то, что президент США Дональд Трамп поддержал протестующих в своём твиттере.
"События во Франции очень похожи на всё, что мы видели раньше, - отмечает Олег Макаренко. - Отличие, пожалуй, только одно - "независимые СМИ" на этот раз довольно снисходительно относятся к действиям полиции, так как Франция всё же европейская держава, и здесь полицейская жестокость по отношению к демонстрантам не является чем-то предосудительным.
Пока что Эммануэль Макрон ожидаемо выполнил главное требование демонстрантов, введя полугодовой мораторий на повышение топливных налогов, а демонстранты ожидаемо продолжили буянить, ибо цены на топливо, как мы с вами обсуждали чуть раньше, были всего лишь предлогом для устранения опасного для США президента Франции".