Иван Петровский
Российские вертикально интегрированных нефтяные компании - ВИНКи, которых принято считать монополистами, оказались в пикантном положении. Все, что они делают в соответствии с законом и договорённостями с властями, оборачивается против них.
Например, ВИНКи идут навстречу правительству и фиксируют отпускные цены. Казалось бы, все должны радоваться. Но не тут-то было. Никто «ура» не кричит и чепчики в воздух не бросает. И вовсе не потому, что на дворе середина ноября и чепчик носить несколько не по сезону...
Понадобилось мне вчера съездить по делу в Тверскую область, если точнее – в Кесовогорский район. Это 250 километров от Москвы. Само собой, на одном баке по нашим не всегда прекрасным дорогам плюс пробки – не обернёшься.
И что же выясняется? Чем более невнятная бензоколонка, чем более красивое у неё название, тем выше цена в сравнении с привычными, теми, что на АЗС крупных компаний.
Простите, может возникнуть вопрос, а как же договорённости с правительством, заключённые благодаря вмешательству вице-премьера Дмитрия Козака? Те, о которых только самый ленивый журналист ещё не написал?
Ответ будет до смешного прост и односложен – а никак. Все дело в том, что те самые независимые АЗС (как сети, как и одиночные) как раз никаких обязательств на себя не принимали. Следовательно, и выполнять никакие договорённости не обязаны.
ВИНКи в свою очередь все чаще задаются вопросом – а почему мы должны обеспечивать дополнительную прибыль компаниям, которые с нами не аффилированы и более того, являются конкурентами? Тем более, что все ВИНКи как следует вложились в модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов (кстати, тоже по просьбам правительства).
В распоряжение «Нефть и Капитал» попал любопытный документ - письмо президента Группы ННК Эдуарда Худайнатова главе ФАС Игорю Артемьеву.
Худайнатов напоминает, что только в Хабаровский НПЗ (один из двух существующих на Дальнем Востоке) группа вложила свыше $3 млрд. Это позволило снизить дефицит топлива, который исторически существует на Дальнем Востоке. От себя добавим, что все топливо с ХНПЗ идёт на внутренний рынок,- это значит, что покрыть убытки за счет экспорта и валютной выручки не получится. При этом цены на заправках ННК не поднимает уже более полугода.
Роль группы в сдерживании цен признает и руководство Приморского края во главе с временно исполняющим обязанности губернатора Олега Кожемяко. Но, увы, Приморский край одинок в своих стремлениях строить рыночные отношения по-честному.
Как неоднократно обращали внимание СМИ, на Дальнем Востоке бушует ценовая вольница, при которой разница в ценах между заправками ВИНКов и независимыми колонками может достигать 10-12 рублей за один литр! При этом сами «независимые» все валят на те самые ВИНКи (в данном случае – ННК), которые дескать, завышают отпускные цены. Поэтому не удивительного, что в письме ННК в ФАС содержится просьба проанализировать их ценовую политику.
На днях у меня был интересный разговор с достаточно высокопоставленной фигурой одного из ВИНКов. Собеседник мой прямо говорил о том, что в текущих рыночных условиях (заметим – в идеальных, когда все, и ВИНКи, и независимые АЗС, выполняют договорённости, зафиксированные в ходе известного совещания у Козака) возможность независимых АЗС получать сверхприбыль за счёт маржи между оптом и розницей резко снижается.
На сегодня публично озвучить свое отношение к ситуации позволили только Худайнатов и Сечин. Но возникает разумный вопрос – почему молчат другие крупные игроки рынка? Неужели только ННК заинтересована в реорганизации, направленной на сближение с рыночной экономикой передовых стран мира, уход от офшоров и «схематозов», простите за жаргон?
Само собой, части сетей и одиночных колонок придётся уйти с рынка, а терять столь лакомый кусок просто невыносимо. Отсюда и крики о том, что, мол, «люди добрые, грабят и раздевают»! Жертв у нас, как известно, любят. Поэтому для закрепления образа страдальцев в различные инстанции пишутся жалобы, запросы и просьбы. Иногда даже «от имени всех владельцев независимых автозаправочных станций России»(с). Удивительное сочетание – бизнес строят, как в 90-ые, а хайп поднимают по всем современным трендам. На машине времени перемещаются в зависимости от ситуации, не иначе.
К слову, про автозаправочные станции. В настоящее время на долю АЗС ВИНКов (собственных и джоберских) приходится до 75% рынка моторного топлива. Это – прозрачный и понятный сегмент, с которого платятся налоги и осуществляются социальные проекты. Оставшиеся 25-30% рынка, к сожалению, контролируются гораздо хуже. Например, все тем же ФАСом, который пристально следит только за ВИНКами.
Насчет социальных обязательств. Та же ННК (себе в убыток, что почти неприлично в наши «девяностые» годы на дальневосточном розничном топливом рынке) взяла «под крыло» несколько АЗС в Приморском крае, гарантировав населению доступность топлива и стабильные цены: раньше эти колонки, расположенные в отдалении от оживлённых трасс, но явно востребованные, обслуживал независимый оператор, независимость которого не позволяла думать о том, к чему приведёт закрытие этих АЗС.
Кстати, куда более жёстко, чем ННК, выразился глава «Роснефти» Игорь Сечин, напомнивший, что в мировой практике «независимые сети существуют только при нефтепереработке». В России же независимые сети хотят не вкладываться в развитие отрасли, а по старинке просто зарабатывать на перепродаже топлива.
Как там в старой сказке про Тита, который не хотел молотить? «А где моя большая ложка»? Не правда ли, похоже на нашу российскую реальность?