Posted 15 ноября 2018, 09:13
Published 15 ноября 2018, 09:13
Modified 7 марта, 16:11
Updated 7 марта, 16:11
Сейчас уже прошло достаточно времени, чтобы страсти и истерики в СМИ слегка поулеглись.
С другой стороны многие уважаемые мной люди просили эту новость откомментировать. А я обещал это сделать позже, - пишет в ЖЖ психотерапевт А.В. Столяров, имеющий опыт полярной зимовки.
Итак, в Антарктиде случилась поножовщина на станции Беллинсгаузен: 54-летний инженер-электрик Сергей Савицкий 9 октября около трёх часов дня в помещении столовой Российской Антарктической экспедиции на станции «Беллинсгаузен», расположенной на острове Кинг-Джордж в Антарктиде, ударил ножом в грудь 52-летнего электрогазосварщика Олега Белогузова.
Пострадавшего доставили в госпиталь, нападавшего отправили самолётом домой без сопровождения, по прибытии в аэропорт арестовали и на время следствия присудили меру пресечения "домашний арест". Следствие идёт. Информации мало, пространства для домыслов много. Шутки про нечто, шутки про русских варваров, шутки про все подряд. Как-то так гремела эта новость в СМИ.
Ок. Есть несколько важных нюансов, которые следует учитывать, чтобы понимать что вообще случилось.
9 октября - это вторая половина зимовки, когда полярная ночь уже кончилась, уже появилось солнце. В этот период люди измотаны самой тяжелой частью экспедиции. Появление солнца и улучшение погоды приводит к тому, что люди "расслабляются": все ведь уже закончилось, уже вот совсем немного осталось - и домой. А суровая антарктическая статистика говорит, что расслабляться можно только уже дома или по крайней мере сев на корабль. И под расслаблением я имею ввиду не алкоголь, а "держание себя в узде".
Да, Беллинсгаузен по меркам Антарктиды - курорт: температуры от -7 до +1, наличие соседей в пределах досягаемости, наличие доступной логистики с большой землёй, минимум изоляции. Но тем не менее это Антарктида, это холод, это ветра, это и самое главное - такой же замкнутый коллектив, как и на других станциях.
Да, на Беллинсгаузене постоянно действующая церковь (скорее часовня) и зимующий с полярниками священнослужитель. Но вот как показывает практика, наличие священника и религиозные ритуалы не помогают в вопросах психологического микроклимата.
Замкнутый коллектив - это ситуация, когда от людей никуда не убежишь, не уедешь и хочешь или не хочешь, а с ними придется провести год нос к носу. И самая большая опасность в замкнутом коллективе - не холод, не ветер, не авитаминоз и не изоляция. Самая большая опасность - это скука.
Люди живут в дне сурка, разбавляемом подледной рыбалкой, санкционированным алкоголем, игрой в яичницу по воскресеньям. Это все не абы что, а святые полярные традиции, чтоб вы понимали. За эти традиции люди кого угодно порвут как тузик грелку. Пропускание воскресной яичницы даже на корабле (проспал, например) порой чревато натурально заламыванием рук.
От того, как человек организует свой досуг, будет зависеть, не сойдёт ли он с ума от этого постоянного дня сурка. И вот тут уже кто во что горазд. Сейчас с этим всяко проще: ноутбуки - это и своя библиотека и свой кинотеатр и игровой зал и что угодно вообще. Интернет опять же, какой никакой, но наличествует.
Не хочу никого обидеть, но в вопросе досуга преимущество однозначно на стороне научного состава станции. По некой причине "ученые" легче находят чем себя развлечь, по сравнению со сварщиками и механиками. То ли с компьютерной техникой последние менее ловко обращаются, то ли ещё что, но досуг у механиков обычно более приземлённый чем у ученых, разговоры менее глубокомысленные, развлечения менее индивидуальные.
И вот тут на первый план выходит ещё одна святая полярная традиция технического персонала антарктических станций: медленно выводить человека из себя и смотреть, как он бесится. Медленно - потому что если сразу и сильно обидеть, то можно и в ответку схлопотать. А так всегда можно отмазаться фразами в стиле "А я чего, я ничего, я просто". Потому что каждый отдельный эпизод - безобидная мелочь.
Методы выведения из себя просты- от подначек, "буллинга" и психологического насилия - и вплоть до мелкого саботажа. Задеть обидным словом или грубым обращением.
Испортить работу, отнявшую много времени. Снизить комфорт существования "случайной" поломкой чего-нибудь, этот комфорт обеспечивающего. Ограничить доступ к чему-то, обеспечивающему комфорт. Ничего серьёзного, ничего такого, что угрожало бы выживаемости станции, например. Ничего такого, что может быть расценено как серьёзное аморальное действие. Так, по мелочи. Раз за разом, день за днём.
Смотреть как кто-то злится и бесится... Садизм, скажете вы? Нет, это полярная традиция. Более того бывалые полярники "за рюмкой чая" сами с доброй ностальгической усмешкой говорят об этом развлечении.
Внутренняя, кулуарная традиция травли. О таком не говорят посторонним. Для посторонних - улыбчивый фасад, все всех любят и полярное братство на коллективных фотографиях. А по факту это игра в "заклюй того кто слабее". Слабее психологически. И развлекаются этим в большей степени "механики", чем "научники". Я не знаю, почему так происходит. Не хочется вставать в позу интеллектуального шовинизма, но... Но факт остается фактом.
Организованно это обычно так: есть инициатор травли, который все начинает. Нередко он действует чужими руками, через, так сказать, исполнителя: взвинчивая его и натравливая его на кого-то (раздувая конфликт и зависть между людьми). Но иногда исполнителя может и не быть, и тогда инициатор действует сам, более подставляясь. Есть жертва или жертвы (их может быть несколько). И есть зрители, которые за этим наблюдают.
При таком раскладе формально всегда можно уйти в сторону со словами "ничего не было". Зрители якобы ничего не знали. Инициатор якобы ничего не делал. Единственные кто подставляются - это настропалённый исполнитель и жертва, доведённая до нервного срыва. И тот и другой могут "сделать что-то", что потом не спишешь на шутку. Повторюсь, при этом все все понимают, все знают или догадываются, кто инициатор этих конфликтов. Но молчат: нередко инициатор из опытных и бывалых полярников, нередко он имеет какую-либо власть на станции, ну и к тому же - это священная полярная традиция, а флот силен своими традициями.
Психологическая совместимость
Перед экспедицией в рамках медосмотра людей подвергают психологическому обследованию, да. Но... "По заведённому порядку раз в год всем инкассаторам устраивали переэкзаменовку по стрельбе. Если стрелок не выбивал норму или вовсе не попадал в мишень, то его… всё равно оставляли на работе."
Потому что во-первых, если людей не хватает на комплектование станций - то выбирать особо не из кого. Это все таки не отбор в космонавты, кастинг не тех масштабов. Да и исходные кандидаты - не элита элит летного состава.
А во-вторых, если человек уже бывал в Антарктиде и не нарушал традиций - он свой в доску, он братюня-полярник. Как можно его не пустить в экспедицию всего лишь из-за какого-то психологического тестирования, которое придумали буржуи и\или евреи, чтобы русскому человеку жизни не давать?
Поэтому формально проверка на совместимость перед зимовкой есть, но фактически проверки на совместимость нет.
Кто за все отвечает?
Отвечает за всё начальник станции. Ну и тот, кто "не выдержит и совершит" что-нибудь этакое. Начальнику потом взыскания за ЧП. Не выдержавшему - уголовная ответственность: да представьте себе, такие нападения уже бывали, и головы проламывали, и уголовные дела заводили... Просто сор выносить из избы не принято.
Начальник станции по понятной причине старается конфликты гасить и мирить людей доступными ему способами, но, во первых, он не всемогущ, во-вторых он тоже может не аккуратно подставиться под эти развлечения, в-третьих - начальник конечно главный, но не главнее священных неписанных полярных традиций. Так-то.
Возвращаюсь в итоге к случившейся на станции Беллинсгаузен поножовщине. Я там свечку не держал, само собой - поэтому только предположения. Я думаю, что это срыв и действия в состоянии аффекта. И что напавший с ножом - вполне вероятно та самая "жертва": человек, который ближе к концу зимовки уже не смог держать себя в руках из-за подначек.
Случилось все в столовой, днём, в открытую и совершенно внезапно. Савицкий внезапно схватил нож и нанес удар в грудь Белогузову. Пишут, что перед этим Белогузов предложил Савицкому "за деньги станцевать на столе в кают-компании" (то есть прямо в столовой).
Но это не точно.
«...Сергей Савицкий по прибытии в Пулково успел поговорить с журналистом сайта 47news, заметив, что никакой неприязни к потерпевшему не испытывает: «Да какое еще зло, у него, так же, как и у меня, есть мать, плохо, что всё так вышло». Также Савицкий предположил, что его полярная эпопея подошла к концу: «Кому нужен в Антарктиде человек, размахивающий ножом? Вот вы бы стали такого человека в своей редакции держать?»...
Вот и думайте.
P.S.
Из личного опыта: при мне разворачивалась аналогичная история. "Исполнитель" из бывалых, настропалённый "инициатором" из бывалых, долго и настойчиво нарывался на другого полярника из новичков. Публично, в открытую, при "зрителях". Много дней и недель. И однажды таки довел до открытого конфликта с применением физической силы. Тоже в столовой, тоже днём, в обеденное время и при свидетелях. Тоже ближе к концу зимовки. И тоже был бит. Но обошлось без ножа, полярников растащили и в итоге "ничего не было".