Posted 11 ноября 2018, 07:56

Published 11 ноября 2018, 07:56

Modified 7 марта, 16:15

Updated 7 марта, 16:15

"Не по-балетному". В Казани критикуют новый памятник Нурееву от Церетели

11 ноября 2018, 07:56
В Казани был установлен памятник великому танцору Рудольфу Нурееву, который вызвал противоречивые отзывы. Одни говорили, что Нуреев связан с Татарстаном лишь национальностью, а в Казани не жил, другие - что он перебежчик на Запад, а искусствоведам не понравился сам памятник и место его установки.

"Президент Татарстана Рустам Минниханов поблагодарил исполком Казани за подобранное место на заднем дворе театра оперы и балета, Зураба Церетели за его прекрасную скульптуру, а также мецената Рустэма Магдеева за его спонсорство, - сообщает business-gazeta.ru - Их имена навеки запечатлели на плите у пятиметровой скульптуры танцовщика в трико. «У нас есть фестиваль Нуриевский, а теперь есть вот такой "летающий татарин", который здесь запечатлен, — напомнил Минниханов. - Все наши замыслы реализованы в этой скульптуре!" Сам Церетели призвал поднимать татарстанскую историю языком искусства и объяснил мотивы создания первого в России памятника Нуриеву: "Это — мой крик души".

"Я много здесь бывал. У Казани хорошая история и ее надо поднять языком искусства", -цитирует слова Зураба Церетели inkazan.ru.

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры градостроительства КГАСУ Гузель Файзрахманова назвала памятник "визуальным мусором". "У Церетели достаточно наивный подход: он использует образ античности, но сама работа выглядит комично. У него еще всегда проблемы с вписыванием монументальной скульптуры в пространство. Размещение на этом месте абсолютно неуместно. Понятно, что памятник просто нужно было куда-нибудь воткнуть", - говорит она. Искусствовед уточняет, что сзади театра пространство организовано давным-давно за счет круглого фонтана, который там идеально вписывается, и пристроенный монумент нарушает композицию сквера. Файзрахманова видит в новом памятнике и конфликт со средой, и конфликт со временем. "Пафосная гиберболизированная поза, много аллегорических нюансов спроектировал Церетели, но они не работают. Занавес непонятной формы, не берусь сказать, что это такое… Получилось нагромождение, коллаж: такой подход, когда надергали из разных эпох каких-то символов и форм и соединили их в одном произведении, - это прием постмодернистского искусства. Но постмодернизм тоже умер в 80-е годы. Сейчас это визуальный мусор".

"Церетели все-таки гений, - пишет журналист Ирек Муртазин. - Потому что только гении творят без оглядки, ваяют, а потом находят лохов, которым впаривают свое творение. А не гении получают заказ, согласовывают эскизы и только потом творят…

Еще несколько лет назад Церетели сваял памятник Рудольфу Нуриеву. Хотел пристроить в Уфе, но башкиры вежливо отказались принять памятник, сославшись на то, что у них нет лишних сорока миллионов рублей на транспортировку и установку ваяния. А вот татары, видимо, решили утереть башкир. И деньги нашли, и привезли и установили.

Памятник гениальному танцору – ужасный. Место, где установили памятник – недостойное, задворки театра, лицом к черному ходу, спиной к дороге. И я полностью согласен с профессионалами. Но аульной аристократии плевать на мнение профессионалов. Они считают себя профессионалами во всем".

"Кто когда умер (постмодернизм, коллаж и пр.) - дело как раз десятое. Монументальная скульптура не обязана быть сиюминутно модной. Другое дело, что это сделано крайне плохо, - пишет cambria_1919. - Для любого времени. Именно Церетели - отец нашествия скверных памятников, усеявших в последние года страну. С Москвы пошло это поветрие".

"Господи, мои глаза. Какой-то квазиантичный мужик, растопыренный почти в морскую звезду, на фоне наколотой колонны, да еще с какой-то то кривулей у бока, - пишет hentai_hunter. -Лишними выглядят все элементы. Просто все".

"Тяжеловато получилось. Не по-балетному", - пишет Евгений Воронцов.

Подпишитесь