Людмила Бутузова
По пути на московский юго-запад мне представлялась знакомая по кинохронике картинка: жители двух домов с улицы Удальцова дружно и радостно покидают свои неказистые и ненавистные панельки и едут в новую жизнь. На проспекте Вернадского, 58 их ждёт красивый дом, один из первых в ЗАО, построенный по программе реновации.
Но... Никакого ужасного и аварийного запустения на улице Удальцова нет. Хрущёвки под номерами 49 и 51 чистенькие, моложавые, с покрашенными фасадами. Несмотря на 1963 год рождения, двери в домах крепкие, окна во многих квартирах новые, в подъездах - порядок. И главное - чудесные дворы! Полувековые деревья заглядывают в окна, дикий виноград дополз даже до 4-го этажа... А еще - метро прямо под боком, кафе, магазины, кинотеатр... Как тут не вспомнить наши интервью с архитекторами Кротовым и Эхиным, которые не устают повторять: хрущевки "несносимых" серий рассчитаны на 150 лет, а грамотная реконструкция зданий позволяет сделать из них самое современное жильё (чему есть уже несколько прекрасных примеров).
Правда, переселенцам, которые добровольно согласились на переезд, эти рассуждения уже не нужны. Казалось бы, должны люди радоваться. Ан-нет, лица у людей постные. От невинного вопроса о переезде кривятся, как будто лимон проглотили. Некоторые вообще закрылись в своих квартирах и не открывают.
- Мы же не знаем, кто стучится? - объяснила через дверь с женщина из дома № 51. – Вдруг вы из управляющей компании или вообще из ДГИ? Они без конца ходят, чтобы мы поскорей выселялись. Объявление было: если через 30 дней не съедем, отключат свет и воду.
В квартиру не пускает – «не прибрано, расправляюсь с прошлым – что выбросить, что оставить». Прошлым забита вся помойка, каждое утро новые кучи. Много же они тут накопили…
160 семей из двух пятиэтажек на ул. Удальцова на чемоданах с июля, когда им без подготовки, как снег на голову свалилось предложение заключать договоры мены и заселяться на Вернадского, 58. Об этой новостройке многие раньше и не слышали, пришлось даже гуглить, в какой она стороне. Разочаровало: дом в километре от метро и 1200 метров от старого места, 25 этажей, панельный. Правда, весёленькой расцветки, но если их панельки на Удальцова раскрасить и поставить на попа, то неизвестно ещё, какой будет краше. Ну и подозрения, конечно. В своём доме все косяки давно исправлены, нигде не течет, не дует, а новостройки – они, как известно, непредсказемые.
Информации, как строился дом на Вернадского, из каких материалов и почему оказался «реновационным», вообще нет. Поползли слухи, что изначально строение предназначалось на продажу и состояло из студий по 15-20 метров каждая, потом вроде бы, его перепланировали и получилось жилье «реновационного формата» - равноценное квартирам в сносимых пятиэтажках. Так это или не так – проверить сложно: истории дома № 58 в открытом доступе нет, в Википедии сведения устаревшие - он там до сих пор описывается как трёхэтажный и снесённый в 2008 году. На официальном сайте Фонда реновации вообще нет никаких подробностей.
Личные встречи с будущим жилищем как-то сразу не задались.
- В районе много хороших новостроек – кирпич, архитектура, современные планировки… А тут - хоть плачь – подсовывают совсем другое, не спрашивая, подходит это тебе или нет. Реновация совершенно не учитывает человеческий фактор, - вспоминает свое разочарованная переселенка Ольга Алексеевна.
Человеческий фактор мы с ней помянем ещё не раз. Но были и другие проблемы. Когда люди явились в информационный штаб для знакомства и потребовали технический паспорт на строение, им его не показали, осмотреть крышу и подвальные помещения не позволили, не было и паспортов на квартиры – хочешь, верь на слово, не хочешь – бери рулетку и сам перемеривай. Штабисты, по отзывам новосёлов, вообще молчаливые как рыбы, им главное – всучить на подпись договор мены, а разбираться, есть ли вода в подвале и нет ли ее на крыше, - не их дело. Несколько человек написали отказ в ДГИ, потребовали предоставить другое, более подходящее жильё. Большинство пошли смотреть то, что есть.
- Все оказалось совсем не так, как нам обещал Сергей Семёнович и как показывали в шоу-руме на ВДНХ, - удрученно говорит житель дома № 51 Евгений Иванович, застигнутый корреспондентом «НИ» на выходе из старого подъезда. - Комнатки в сравнении с нашими не совсем удачные, мебель как надо не расставишь. Кухня на два метра побольше, но холодильник и шкафчики– приткнуть некуда, всё время будешь за них цепляться. Ванная, туалет только для изящных фигур, если габариты внушительные, то и не вылезешь. Нам с женой угодили только с этажом – дали пятый.
Почему тянет время и не заселяется? Да вот как-то так... Сначала надеялись, что это ошибка, напишут Собянину и он разберётся, что подчиненные его подставили – всучили пионерам реновации совсем не то, что обещали. Ответ задержался. Стали наседать на Департамент городского имущества: предоставляйте жильё, положенное по закону, не срамите программу реновации. ДГИ отреагировал в режиме бездушного автоответчика: «Вам предоставлено право на второй смотровой ордер для выбора квартиры». Адрес тот же, квартира такая же, только на другом этаже. Ну не издевательство?! Несколько переселенцев сгоряча пошли в суд. Заявления не принимают, судьи, по словам Евгения Ивановича, даже вникать не хотят, почему люди жалуются: была одна квартира - дали другую, права соблюдены… А то, что обещали кухню 10 метров, - это не к ним, это в газеты, которые, возможно, что-то переврали. Вялотекущая перепалка с властями тянется три месяца, нормальной жизни нет ни в обречённых на снос домах на ул. Удальцова, ни на Вернадского – высотка пустует, из двух пятиэтажек переехало семей тридцать, остальные надеются неизвестно на что.
- Мы к реновации отнеслись положительно, очень ждали её, - берёт собеседник высокую ноту, как будто отчитывается не перед случайно залетевшим сюда корреспондентом, а перед самим мэром Собяниным. – Вели себя достойно, не как некоторые, – митинги, «долой!» и все такое. Мы, наоборот, за то, чтобы Москва обновлялась, люди жили в улучшенных условиях. Курс Сергея Семеновича поддерживаем: и голосовали как надо, и своим примером готовы показать, что его программа идёт на пользу москвичам.
- Так вы переезжаете на Вернадского или нет? – прерываю разошедшегося защитника. Дядечка погрустнел:
- Что нам остается… Поедем.
Большинство с улицы Удальцова уже никуда не жалуются – устали качать права, всесильный ДГИ им не одолеть и надо брать квартиру, какую дают.
«Вот овцы покорные!» - гневаются активисты Фейсбука, которые, похоже, либо сами такие же, либо опасаются, что им вот-вот впарят новостройку ещё хуже, и не мешало бы загодя узнать, каким образом её можно поменять на хорошую.
«По закону!» - подключилась к дискуссии Анастасия Крючкова, член Рабочей группы (РГ) по контролю за ходом реновации при Госдуме. Реальной власти у группы нет - общественная организация. Собирает, в основном, жалобы приговоренных к сносу либо переселённых «не по правилам» и пытается за них заступиться при помощи московского закона о реновации, многочисленных постановлений, распоряжений, актов и заявлений официальных лиц на ту же тему. Иногда, хорошенько покопавшись в документах, удаётся законным способом защитить москвичей от какого-нибудь произвола. Поэтому призыв РГ уповать на закон – совсем не лишний для переселенцев.
Андрей Смирнов, выдавливаемый из пятиэтажки на Удальцова в новостройку на проспекте Вернадского, воспользовался советом и составил Претензию, расписав по пунктам, как нарушались его гражданские права, охраняемые правильными московскими законам. Претензия получилась внушительной, как и адресаты, которым она предназначается, - ДГИ, ДГП, префектура ЗАО, Государственная дума, Общественная палата Москвы, Фонд реновации. Оформлена как положено - число, подпись, исходящий и входящий номер, контакты для оперативной связи с отправителем... Быстро откликнулся только интернет – не успел Смирнов закинуть пост в ФБ, как сразу слетелись интересанты. Все хотят знать, что еще скрывается за фасадом реновации, кроме хромированных полотенцесушителей и ручек, прикрученных к дверям с двух сторон.
Смирнов свои претензии не скрывает.
«1. При описании домов для расселения мэр Москвы С. Собянин говорил о кухнях от 10-12 м2. В предложенной мне квартире площадь кухни составляет 7.89м2, что нарушает и обещания мэра и не соответствует стандартам современного строительства. В этой ситуации мои права и права других жителей моего дома явно ущемлены.
2. В предлагаемой мне квартире очень маленькая ванная комната. Ее размеры не позволяют войти в нее пожилому человеку на ходунках, также есть опасность быть ошпаренным полотенцесушителем. Ширина ванной комнаты в предлагаемой мне квартире крайне мала, в моей нынешней квартире свободно помещается стиральная машинка, в новой квартире я не знаю, куда ее можно установить. Размер самой ванны 1500 мм в длину, хотя положено 1720 мм, что нарушает п. 9.1 требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве от 8 августа 2017 г. N 516-ПП
3. В предлагаемой мне квартире, в отличие от моей прежней, отсутствует кладовка, а крайне узкие коридоры не позволяют ее организовать.
4. На лоджии отсутствует металлическое ограждение, что также нарушает нормы строительства и делает квартиру непригодной для жилья, нарушает стандарты, прописанные в приложении к постановлению Правительства Москвы от 8 августа 2017г . № 516-ПП.
5. При строительстве дома по адресу пр.Вернадского, 58, использовались некачественные технологии и материалы, вследствие чего, по отзывам тех, кто согласился переехать:
- течёт крыша, вода попадает в квартиры и подъезд;
- течёт балконный блок, вода попадает в квартиру через него
- постоянно ломаются лифты
- слышно каждый звук из соседних квартир
- слышно лифт, что нарушает СНиП 23-03-2003 от 30 июня 2003 года
- двери на лестнице первого этажа или постоянно заперты, или заклинены, что грубо нарушает нормы пожарной безопасности
- односекционные окна на кухне заклинивают и не закрываются без дополнительных усилий, то же относится и к балконной двери.
6. Для того чтобы оценить полностью предлагаемую мне квартиру, я, как будущий собственник, должен осмотреть все общедомовые помещения (подвал - на предмет установки и подключения в нем счетчиков тепла, исправности систем отопления и теплоснабжения, отсутствия в нем воды и влаги), последний технический этаж (на предмет отсутствия протечек). Сотрудники штаба мне категорически в этом отказывают, что нарушает мои права и легитимность будущей сделки.
7. Дом, в котором я живу, расположен значительно ближе к метро, чем предлагаемый мне вариант, из окон моей квартиры открывается вид на парк 50-летия Октября. Реальная рыночная стоимость моей квартиры выше, чем стоимость квартиры на пересечении оживленной улицы Лобачевского и Проспекта Вернадского, с малогабаритной ванной комнатой, санузлом в 1 кв.м и минимальным увеличением площади в непригодном для проживания доме. Новый дом отнесен от старого почти на километр в сторону удаления от метро.Говорить о равнозначности предлагаемых мне жилищных условий в ходе заключения договора мены невозможно.
Требую:
- предоставить мне ордер в доме, соответствующем стандартам, прописанным в приложении к постановлению Правительства Москвы от 8 августа 2017г . № 516-ПП.
- предложить мне квартиру, которая будет соответствовать гарантиям и обещаниям, данным мне мэром Москвы Сергеем Собяниным. Я готов рассмотреть квартиры в других домах с отделкой не «комфорт-класса», но в нашем районе, в качественном доме и с комфортной планировкой и не малогабаритной кухней, ванной комнатой и санузлом.
Моя позиция подкрепляется следующими нормами закона и правоустанавливающими документами:
- Об утверждении Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве от 8 августа 2017 года N 516-ПП - Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве». - Закон города Москвы от 17.05.2017 г. № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве».
От обилия цитируемых Смирновым законов рябит в глазах. Может быть, по этой причине никакой реакции из инстанций на его претензию не поступило. Сроки, отведенные законом на ответы гражданам, уже на исходе. Префектура, не разбирая кто в доме бунтовщик, а кто просто замешкался с переездом, каждый день гонит на выход.
«Новые Известия» связались с Андреем: интересно все-таки, каким он видит дальнейшее развитие событий?
- Пойду до конца, - решительно настроен он. – Закон на моей стороне. Я лично не просил, чтобы меня переселяли. Они сами навязались, пусть сами и выпутываются – или дают нормальную квартиру в нормальном доме, или…
Про второе «или» он почему- то не договорил, но корреспонденту померещилось страшное – а ну как через 90 дней возьмут под микитки и выкинут на улицу. Закон это тоже позволяет. Доказывай потом, кто был прав…
Настя Крючкова из Рабочей группы в такой исход не верит.
- Нельзя дискредитировать программу реновации в самом её начале, - заявила она «НИ». – Департамент городского имущества уже и так немало потрудился, чтобы люди, у которых еще оставались сомнения, стали думать, что реновация – это просто освобождение дорогой земли и сбыт строительного неликвида лохам и терпилам. Зачем правительству Москвы своими руками нагнетать обстановку, растить протест и не давать квартиры в других домах, где планировки квартир уже гораздо больше похожи на обещания чиновников от 2017 года? Мы с коллегами из рабочей группы изучали проблему и считаем, что колесо реновации надо разворачивать в направлении к людям. Окажем всяческую поддержку тем, кто отстаивает свои права и готов бороться по закону (как бы ни пытались чиновники нас убедить в обратном). Обращайтесь! Мы с вами.
«Терпилы» с улицы Удальцова просто воспряли духом, услышав, что сомнительная новостройка на Вернадского – это не приговор, можно попытаться её сменить. Через дорогу как раз стоят два дома – 69 и 61, корп. 3, - они тоже в программе реновации, ближе к метро и там совершенно другие планировки и метраж. Вот бы туда пробраться! Но туда почему-то не попасть. А почему – пока не знают даже покровители из Рабочей группы. Естественно, рождаются слухи, что квартиры в хороших домах выставлены на продажу или дожидаются каких-то особых переселенцев.
- А я разве не особенная? - чуть не плачет уже знакомая нам Ольга Алексеевна. - У меня астма, больные ноги – не нужна мне квартира за километр от метро. Двое внуков – восемь и одиннадцать лет – как они будут добираться в школу с тремя пересадками? На Удальцова все было под рукой, сейчас как специально дают самый плохой для нас вариант…
Не знаешь, что и сказать… Район тот же? Тот же! Квартира равнозначная? Равнозначная! По форме - не придерёшься, все правильно, но с человеческим фактором - астма, ноги, дети – явный прокол. Это совсем не учитывается, хотя когда сватали за реновацию, то главной заманухой было «человеческое отношение к нуждам москвичей». Ольга Алексеевна это очень хорошо запомнила и «замуж вышла» по любви. А теперь куда ни пишет, чтобы вошли в её положение и дали квартиру на Вернадского, 61, отовсюду бездушный ответ. Но ведь люди как-то устраиваются?…
- Там доплачивать надо, - неуверенно говорит Ольга. - На это способны единицы. Говорят, одна семья из нашего дома заплатила миллион семьсот за несколько лишних метров. У нас таких денег нет.
Главный вопрос она не задает, но он, что называется, висит на всех заборах, - разве можно спекулировать на реновации, если далеко не все переселенцы получили нормальное жилье? При запуске программы так, вроде бы, не договаривались. Может, недруги врут со злости?
«Новые Известия» проверили: не врут! На официальном сайте Фонда реновации размещён перечень жилых помещений, доступных для приобретения за доплату. Например, на пр. Вернадского, 58 25 квартир на продажу – трешки по 74 кв. метра и однокомнатные по 35, 5. Рыночная стоимость трехкомнатной - 14 млн. 445 тыс. руб. (195 205 р. за квадрат), однокомнатная -7 млн. 208 тыс. (203 тыс.руб. за квадрат).
На Вернадского, 61, корп. 3 цены еще круче, там квадратный метр перевалил за 230 тысяч. Никаких исключений и льгот.. Позвонила в консультационный центр: (495- 651-07…): «Если это для переселенцев, то почему так дорого?» Ответили: «А вы бы хотели задаром? Морда не треснет?». Вот, называется – «похлопотала» за нуждающегося человека. Перебрали с Ольгой Алексеевной, кого бы ещё привлечь к решению вопроса? Те отказали, эти не ответили…
- Я написала Жириновскому, - говорит она. – Ну почему сразу «Ой»? Он человечный. Когда-то давно помог моим знакомым, они тоже были в тупике, правда, по другому делу.
На почве реновации Владимир Вольфович подвигов, кажется, ещё не совершал. Решили ждать: а вдруг? На всякий случай Ольга Алексеевна подготовила претензии по тем же адресам, что и её активный сосед Андрей Смирнов, - Госдума, ДГИ, ДГП и далее по алфавиту. Не хочу обманывать её ожидания, но, боюсь, ответы будут предсказуемы и от ненавистной новостройки не отвертеться.
А вот властям первенец реновации нравится. Об этом писали все городские СМИ. Счастливые новосёлы на фото тоже были, один прям настоящий – с гармошкой. Что ж мне-то так кастрофически не везёт – встречаются только обиженные, недовольные и не переселившиеся. Поехала на троллейбусе искать счастливых в новостройке. По официальным данным, треть квартир на Вернадского, 58 уже заняты, документы в процессе оформления. Люди должны быть!
Ни души! То ли пригрелись на новом месте, то ли их специально закрыли, чтобы не разбежались.. А почему тогда подъезды на замках и домофон не работает? Через полчаса, когда я уже вдоволь налюбовалась на фасад, на улицу покурить вышел представитель одной братской республики. Охранник. Строгий, потому что сразу сказал, что пускает сюда только по пропускам из штаба, но контора сегодня не работает. Сто рублей и грубая лесть, что его экскурсия внесет бесценный вклад в копилку московской реновации, сделали свое дело. Про реновацию, думаю, он ничего не понял, но двери открыл. Потом ходил со мной по этажам, размахом рук и прыжками показывал, какие тут высокие потолки и просторные комнаты. По коридорам вообще можно кататься на велосипеде. В одну сторону. Но у нас его не было. В квартире, временно исполняющей роль подсобки, посетили сортир. Без унитаза он оказался не таким уж и маленьким, а вот когда поставят… «Вам здесь не ночевать, - обиделся провожатый. – Зашел – постоял - вышел и все. . У меня на родине и такого нет». Согласна, москвичи ужасно привередливые – сидеть любят, книжки в туалете читать.
В целом осмотр произвел положительное впечатление. Без мебели квартиры выглядели огромными, без хлама по углам так и вовсе дворцы. Если бы у меня не было своей хрущевки, я бы эту взяла. Охранник тоже взял бы – и себе, и братьям, и соседям. У них на родине «такой хороший вещь» не делают.
Надеюсь, этот плюс достиг кармы наших реноваторов?
Новоселов в своем подъезде он еще не видел. Приходят какие-то люди, откроют квартиру, постоят минут десять и назад. А вот так, чтобы с кошками,с узлами, с мебелью – нет, такого еще не было. Потому и воды в кранах нет – зачем ее зря лить? Не все, но многие аппартаменты обесточены, окна плотно закрыты, отопление на минималке – лишь бы не отвалилось что-нибудь от перепада температур. В подъезде не накурено, не натоптано, мусор производить некому. Короче, образцовая готовность, как и положено пионеру на старте реновации!
А переселенцы все сидят и сидят на своей улице Удальцова. Думу думают: менять или не менять шило на мыло? Вечный вопрос...