Исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев сказал, что причиной аварии ракеты "Союз-ФГ", произошедшей 11 октября, стала нештатная работа датчика, сигнализирующего о разделении первой и второй ступеней носителя:
"Авария произошла из-за нештатного разделения первой и второй ступеней. Одна из "боковушек" при разделении не отвелась на нужное расстояние и ударила по баку горючего второй ступени, что привело к разрыву бака и разрушению второй ступени. Причиной тому, то, что обнаружила комиссия, явилась нештатная работа датчика, который сигнализирует о расхождении первой и второй ступеней", - цитирует слова Сергея Крикалева ТАСС. По его словам, сейчас проводится цикл мероприятий, чтобы обеспечить дальнейшие безопасные полеты.
Председатель аварийной комиссии Олег Скоробогатов сказал, что датчик штока оказался деформирован при сборке пакета на космодроме Байконур: "Причина распространяется на ракеты, собранные в пакет. Еще две уже собранные ракеты "Союз" могут иметь тот же дефект, что на упавшей 11 октября ракете", - отмечает dailystorm.ru. По словам Скоробогатова, одна из таких ракет находится на Байконуре, другая во французской Гвиане и сейчас идёт их перепроверка. Председатель комиссии также призвал переаттестовать всех сотрудников Байконура, собирающих российские ракеты.
"Ракеты иногда падают. Такое с ними случается время от времени, - пишет в своём Живом Журнале zelenyikot. - Космонавтика сложное дело, и самое обидное, что десятки ракет улетающие в космос не привлекают столько внимания, как те единицы, которые не долетели. Тогда приходит пора общественного порицания ракетчиков, оргвыводов и аварийных комиссий. Однако аварийность не какая-то стихийная сила, с которой можно лишь смириться. Тщательный анализ показывает, что аварийность если не преодолима полностью, то вполне контролируема в каких-то пределах, и в том числе в России.
Пятнадцать лет российская космонавтика не отмечала безаварийного года. В позапрошлом году почти получилось, путем сокращения в полтора раза количества пусков, но декабрьский полет "Прогресса МС-04" снова всё испортил. В прошлом году даже до декабря не дотянули — "Метеор-М 2-1" ушел в океан 28 ноября. Теперь вот "Союз МС-10".
Обычно в таких случаях представители ракетно-космической отрасли обращают внимания на мировую статистику. Действительно, в среднем, примерно каждая двадцатая ракета в мире падает, а Россия долгое время лидировала по ежегодному количеству пусков, и тут усредненные 5% показывают, что у нас всё как у всех, и волноваться не стоит.
Грубое приближение, кажется верным, ведь и у американцев ракеты взрываются красивыми огненными шарами, и китайские спутники не долетают до орбиты, и индийские. Всё же российские 5,4% за 17 лет, имеют заметное отличие с другими космическими державами. У США за тот же срок аварийность достигла 3,4%, Китай за тот же период набрал 3,9% аварийной статистики. Правда заметную часть аварийности США и Китая составляют летные испытания новых ракет, в России же, по большей части недолетают серийные, проверенные годами. Европейский оператор Arianspace совершает пуски с космодрома Куру во Французской Гвиане примерно в четыре раза реже чем Россия. При этом имеет практически нулевую аварийность своих ракет на протяжении полутора десятков лет (в 2014-м был сбой да и тот на российском "Союзе" с разгонным блоком "Фрегат"), только в 2018-м Ariane 5 промахнулся на несколько градусов, но сейчас спутник на орбите. Индийские ракеты серии PSLV после аварийного периода летных испытаний еще в прошлом веке, держались без аварий весь XXI век на протяжении 38 пусков, хотя в прошлом году и у них случился промах. Японская основная ракета H-IIA точно также имеет один провал на 36 пусков.
В результате получается, что "средняя по миру" аварийность достигает 5% во многом "благодаря" российскому вкладу, и попыткам новичков вроде Ирана, Бразилии и обеих Корей. Если же учитывать все орбитальные пуски опытных космических держав мира без России, даже с учетом испытательных ракет, то аварийность составит 3,7%.
Тут можно было бы остановиться и сделать глубокомысленное заключение о национальной культуре труда и "системном кризисе отрасли". Но всё не так очевидно. Например, российская аварийность первого десятилетия XXI века ниже чем второго. 4,9% против 6,19%. Значит что-то изменилось. Обычно в оправдание заводского брака называют низкие зарплаты рабочих, но в начале 2000-х положение российской космонавтики было еще более бедственным, а ракеты получались надежнее".