Posted 26 октября 2018, 11:51
Published 26 октября 2018, 11:51
Modified 7 марта, 16:26
Updated 7 марта, 16:26
Ирина Мишина
Внести изменения в ст. 151.2 УК РФ Минюсту поручил президент. Эта статья предусматривает «ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни с использованием Интернета». В Минюсте пояснили: «За пределами этой правовой нормы остались случаи склонения несовершеннолетних к совершению противоправных действий, представляющих опасность для жизни и здоровья» других людей. Также в Минюсте заявили:«Имеются случаи нападения подростков на учителей и одноклассников, на детей младшего школьного возраста, которым предшествовали призывы к совершению таких действий. Они распространялись через „Интернет“».
До этого президент заявил, что трагедия в керченском колледже, в результате которой погибли 20 человек, могла произойти из-за того, что молодежь имеет "неправильные ориентиры в Сети".
По статистике, в России в социальных сетях зарегистрированы около 80% несовершеннолетних. Негативная информация распространяется среди них в 2—2,5 раза быстрее, чем позитивные новости. Кроме того, до 14% несовершеннолетних посещают сообщества, посвященные причинению физического вреда себе и другим людям, 13% — сообщества, пропагандирующие наркотики, 11% — сообщества, описывающие способы совершения суицида . С помощью социальных сетей возможно целенаправленно манипулировать сознанием подростков и даже вовлекать их в преступную деятельность.
К сожалению, есть несколько примеров того, как в Интернете происходила «вербовка» молодых людей в террористические группировки. Ярким примером стала история студентки МГУ Варвары Карауловой. В июне 2015 года она была задержана в Турции при попытке незаконно перейти границу с Сирией с целью вступления в ряды запрещенной террористической организации ИГИЛ. До неё была 18-летняя Мария Погорелова из Петербурга, ставшая Марьян Марьяновой. Приняв ислам и уехав в Сирию, чтобы сражаться в рядах ИГИЛ, в январе 2015 года под Дамаском погиб известный российский актер Вадим Дорофеев. На сегодняшний день в России возбуждено более 50-и уголовных дел в отношении тех, кто решил воевать на стороне террористов.
Почему в России молодые люди оказались в такой степени подвержены пагубным идеям ?
«Общемировая практика такова, что у подростков, пользующихся Интернетом, установлены фильтры, позволяющие получать из Всемирной сети только образовательный контент», - рассказывает генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов. – У нас еще в 2014 году вышло Постановление правительства, обязывающее Минкомсвязи и Министерство образования установить в школах и общежитиях на компьютерах специальные фильтры, чтобы блокировать нежелательный контент. Потом выяснилось, что у Минобра средств не хватает, чтобы оплатить этот программный комплекс, потом начались протесты: дескать, мы ограничиваем свободу распространения информации…".
Ситуацию усугубляет то, что в подавляющем большинстве случаев родители не знают, что их ребенок подвергается формированию криминальных установок. При этом статистика детских и подростковых преступлений только за последние 2 года ужасает.
- 11 февраля 2017 года на уроке в школе №1 Нижнекамска 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседа по парте. Ребенок скончался в больнице от полученного ранения.
- 12 мая 2017 года в Усинске (Республика Коми) во дворе школы №2 один из учеников открыл огонь из пневматического пистолета по другим детям. Травму глаза получила девочка 2003 года рождения.
- 5 сентября 2017 года в городе Ивантеевке (Московская область) в школе №1 15-летний старшеклассник открыл стрельбу в классе и напал на учительницу с кухонным топориком. В результате возникшей паники три учащихся выпрыгнули из окна, один из них получил перелом. Открытую черепно-мозговую травму получила учительница.
- 25 октября 2017 года в туалете школы №85 Дзержинского района Волгограда было обнаружено тело 14-летнего ученика с ножевым ранением в области сердца. Нож со следами крови был найден на улице около здания школы. Вскоре был задержан 15-летний одноклассник погибшего, который написал явку с повинной.
- 18 декабря 2017 года на спортивной площадке одной из школ Иркутска между несовершеннолетними произошла ссора, в ходе которой один из них ударил оппонента ножом. Пострадавший 15-летний подросток, воспитанник социально-реабилитационного центра, от полученного ранения скончался.
- 15 января 2018 года в школе №127 г. Перми произошел инцидент с применением холодного оружия. По версии следствия, учащийся 10-го класса и его несовершеннолетний знакомый вошли в одну из аудиторий, где проходил урок для учащихся 4-го класса, и умышленно нанесли ножевые ранения девяти ученикам и учительнице.
- 18 января 2018 года в гимназии №1 им. К. Д. Ушинского в Симферополе ученик седьмого класса ранил в ногу из пневматического пистолета пятиклассника. Стрельба произошла в туалете перед уроком физкультуры…
Почему список подростковых преступлений в России продолжает расти? « В фазе переходного возраста желание проявить себя , выделиться, зашкаливает. И Интернет тут не при чем. Просто учащийся приходит после школы домой, включает телевизор, а там наверняка идет один из сериалов «про ментов». Их у нас масса: «Улицы разбитых фонарей», «Глухарь», «След» и так далее по списку. Включишь телевизор в прайм-тайм – и ты снова обязательно увидишь бравого парня, который бегает с оружием в руках и стреляет. Именно такой образ культивируется на государственном уровне. А тут еще православные батюшки начали транслировать идею о том, что нет ничего страшного в том, что детей наказывают и бьют в семье. Это, дескать, проявление авторитета. Из этого подросток делает вывод: если ты проявляешь насилие, значит, ты авторитетный, «крутой». И начинается самоутверждение при помощи силы. Я считаю, что проблему надо решать не поправками к законам, а совсем иначе: государство не должно одобрять и пропагандировать насилие», - считает общественный деятель, соавтор Законопроекта по профилактике домашнего насилия Алена Попова.
Если же вспомнить историю, то теракты и насилие совершались в ту пору, когда Интернет еще не существовал. "Возьмите всплеск терактов среди народовольцев в начале 20-го века, ту же Софью Перовскую, дворянку, дочь вице-губернатора, которая непосредственно руководила убийством императора Александра Второго. А старший брат Владимира Ульянова-Ленина Александр, готовивший покушение на российского императора Александра Третьего?! Они не пользовались Интернетом, не состояли в сообществах убийц ВКонтакте», - рассуждает генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов.
Разумеется, сегодня многое зависит не только от психологов, которые должны быть не просто людьми с дипломами, проводящими тесты, а отслеживать каждого ученика и обращать внимание родителей на отклонения в поведении. Бесспорно, многое значит и авторитет учителя, который как никто другой может оказать влияние на детей. Но учителя кивают на семью. Возникает замкнутый круг.
«У нас часто семью воспринимают как источник зла, обвиняют родителей в том, что они мало занимаются воспитанием детей. В России 20 миллионов людей живут за чертой бедности. Не исключено, что среди них – матери и отцы проблемных подростков, потенциально готовых к преступлениям. Их родители не могут, не имеют времени и возможности сесть и спокойно поговорить со своим ребенком, разобраться в его проблемах, потому что государство создало систему социального неравенства, при котором не хватает денег на еду и одежду, поэтому люди вынуждены работать на двух работах, чтобы просто выжить. О каком воспитании в семье в таких условиях может идти речь? », - считает Алена Попова.
Возвращаясь к поправкам к закону 151.2 УК РФ, эксперты полагают, что форма «запретительства» никогда не приводила к эффективному воспитанию. Так, Александр Михайлов предполагает: «Запреты вызовут среди подростков еще больший всплеск экстремизма. К тому же в связи с поправками к этой статье УК РФ трудно будет собрать доказательную базу и реально кого-то осудить». Что касается снижения возраста наступления уголовной ответственности с 18-и до 16-и лет, то никто из экспертов не расценил эту меру как положительную. « Все получится ровным счетом наоборот. В неблагополучной среде человек, имевший «ходку», приобретает криминальный авторитет. Побывав на зоне, 16-и летний подросток быстро приобщится к криминальной субкультуре и скорее всего пополнит ряды А.У.Е.- так называемого «арестантского уркаганского единства». Для него наведение порядка силой станет сверх-идеей, потому что никакую другую идею государство предложить подрастающему поколению не может. Так что предложенные Министерством юстиции поправки в УК РФ - не более, чем видимость борьбы с подростковой преступностью», - считает Алена Попова.
Будем считать, что Минюст отчитался по поводу борьбы с подростковой преступностью. Но вот станет ли от этого меньше преступлений в молодежной среде?