"Первый раунд модернизации - это Германия, - говорит Сергей Цыпляев в эфире радиостанции "Эхо Москвы", - причём сложилось это ситуативно. На нас вышли немцы в 1920 году, инициатива была с германской стороны. А смысл следующий: Германия под Версальским договором, 100 тысяч только армия, нельзя вести подготовку офицеров, нельзя иметь авиацию, подводный флот. И вот начинаются секретные встречи, в военной сфере. Первое предложение даже через турок было сделано. Генерал, командующий сухопутными войсками Германии,говорил:"без союза с Россией нам не выжить. Это единственный способ нам снова вернуться в разряд великих держав".
В Берлине прошли секретные переговоры и сразу же здесь начинается целая куча проектов, имеющих исключительно военный характер. Самый известный из них-это строительство завода в Филях, "Юнкерс". Он оказался достаточно скандальным. Колоссальное количество проектов разработал Крупп, сюда пришли строители подводных лодок. Основная идея была в следующем: немцы дают деньги, немцы дают технологии, здесь обучаются их люди, здесь размещаются их заказы, всё происходит вместе с ними. Фактически Германия приступила к строительству собственной военной базы на территории России.
Они вложились на приличные суммы которые оплатил германский народ. Например, Крупп наладил производство гранатоартиллерийских снарядов, обеспечил финансирование проекта - вложил 600 тысяч долларов "со старта" и 2 млн долларов заплатил за заказ. Чтобы пересчитать в нынешние деньги - надо на 100 умножать. Был собран целый консорциум банков во главе с Немецким восточным банком, который и оплатил все эти вещи. Тот самый завод в Филях, который теперь завод имени Хруничева - концессионер принял его и оборудовал. Построили современный завод "Юнкерс" на 1300 работников, приблизительно 600 самолётов в год. Такая фирма как "Штольценберг" наладила производство артиллерийских зарядов и порохов на заводах Златоуста, Тулы и Петрограда. Немцы оборудовали производство отравляющих веществ под Саратовом, в Туле оборудовали цеха, где производилась нарезка стволов для винтовок и пулеметов. Компания "Маннесман" отремонтировала на мариупольском заводе прокатный стан, который был куплен еще до революции. В годы войны он был перевезен на Урал, и по свидетельствам специалистов на нем еще в XXI веке катали броню для танков Т-90. Наших инвестиций нигде не было, мы находились в совершенно разбитом состоянии.
Второй шанс для Советского Союза дала Великая депрессия, начавшаяся в США в конце 1920-х годов. Здесь мы подходим к известнейшей фамилии - Альберт Кан, который должен бы быть героем социалистического труда. Это архитектор Форда, который строил фордовские заводы. В 1928 году он был на грани банкротства и вдруг к нему пришел некий неприметно одетый джентльмен, который сказал про себя, что он "представитель советского бизнеса" и предложил спроектировать тракторный завод стоимостью 40 млн долларов. Это Сталинградский тракторный завод. И другие заказы. Кан долго мучался, но приехал в СССР и выдал целую программу промышленного строительства, которая дальше у нас знают как "индустриализация".
Фирма Кана стала главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получила пакет заказов на 2 млрд долларов (по нынешним ценам - около 250 млрд долларов, сопоставимо с нынешним российским годовым федеральным бюджетом). Она построила не то 521 не то 571 промышленное предприятие. В этот список входят транспортные заводы Сталинграда, Челябинска и Харькова, АЗЛК в Москве и ГАЗ в Нижнем Новгороде. Кузнечные цеха Днепропетровска, Харькова, Челябинска, Коломны, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Сталинграда. Станкостроительные заводы Калуги, Новосибирска, Верхней Салды... Колоссальный список!
Сталинградский тракторный - взяли в Америке, разрезали завод, разобрали, перевезли и собрали его здесь. Нижегородский автозавод - компания "Форд" проект делает, строительный проект - американская компания "Остин". Всего Сталинградский тракторный завод был оснащен оборудованием 80 американских и немецких машиностроительных фирм. "Днепрогэс" проектировала американская компания "Купер". Турбины делали тоже американцы, "Ньюпорт-ньюс", генераторы были от "Сименса".
Кан прислал в Москву своего брата,он здесь открыл колоссальную проектную организацию со скромным названием "Госпроектстрой", где работали 25 ведущих американских инженеров и около 2500 советских. Всего через это КБ прошло около 4000 инженеров,где получили колоссальный опыт работы. А рядом работало немецкое "Центральное бюро тяжелого машиностроения".
Наконец, чехословацкая фирма "Шкода". Они сами приехали к нам помогать,исходя из патриотических чувств, потому что стало ясно, что в Чехословакии "всё закончилось". И они продали в СССР новую линию по производству пушечного пороха, построили комбинат, который называется "Сибсельмаш" - полное, оснащенное оборудованием "Шкоды" производство артиллерийских снарядов. На монтаж оборудования в 1941 году приехало 8 чешских инженеров.
Вот вам и ответ на вопрос - как же так получилось, когда абсолютно разбитая страна,где только что прошли революция и Гражданская война - и вдруг, как по мановению волшебной палочки, всё откуда-то появляется. Нам раньше объясняли - "Партия сказала - надо, комсомол ответил - есть!" Но так не бывает. А сейчас ведь перед нами вновь стоит задача модернизации, как догнать ушедший вперёд Запад. Но если мы не понимаем, как это делалось тогда, если руководство уверено, что надо указать путь, выделить деньги и дать команду и все появится,то потом удивляется, почему оно не появляется. За 5-10 лет,рывком, с опорой лишь на собственные силы, ничего выдернуть нельзя".
По той же теме высказался и историк, журналист Павел Пряников: "Обсуждают слова Дмитрия Медведева, что дескать СССР всё время был под санкциями, - пишет он в телеграм-канале Красный Сион. - Это неправда, люди плохо знают советскую историю. Наоборот, почти всю свою историю СССР имел отличные отношения с подавляющей частью Запада.
1925-1945 годы - это период советской индустриализации и ленд-лиза. Американцы поставили нам сотни современных заводов, благодаря которым СССР совершил такой индустриальный рывок и выиграл ВОВ. Десятки тысяч американских и немецких рабочих и инженеров трудились на стройках индустриализации.Во время ленд-лиза американцы поставляли нам не только оружие и материалы, но и оборудование и заводы. Например, почти весь нефтяной крекинг во время ВОВ был сделан США.
Далее были репарации из Германии и её союзников. Только заводов и оборудования было вывезено на 5 млрд. тех долларов (это примерно 100 млрд. нынешних долларов). Ракетная, электронная промышленность были сделаны немецкими инженерами.
И далее шло плодотворное сотрудничество с Западом. Продолжалось строительство их компаниями советских заводов "под ключ" - например, построенный итальянцами АвтоВАЗ. У немцев закупали прокатные станы, оборудование для производства специальной техники. Плюс - у СССР, в отличие от современной РФ, были настоящие союзники. Например, кооперация с ГДРовскими производителями оптики, с чехословацкими моторными заводами.
Единственный краткий период санкций, и то американских, а не в целом Запада - это время правления Рейгана, с 1980 года (предлог для санкций - ввод советских войн в Афганистан). И то Европа плевала тогда на США и не присоединилась к американским санкциями. Дошло до того, что даже ярый антикоммунист и русофоб Тэтчер в 1982 году предупредила Рейгана, что английские компании будут сотрудничать с СССР - и она поставляли нам компрессоры для газовых станций. Американские санкции больно ударили только по одной советской отрасли - микроэлектронике.
Да и сейчас нет настоящих санкций. Европа опять плюёт на США. "Сименс" вон завозит в Крым турбины, французы строят заводы СПГ на Ямале, страны НАТО (Германия, Италия и Чехия) оборудуют "Красмаш", где делают наши МБР, а также УВЗ, где мы клепаем танчики. Да и сами американские компании продолжают работать на сервисе нефтегазодобычи ("Шлюмберже")".