Posted 9 июня 2009, 20:00

Published 9 июня 2009, 20:00

Modified 8 марта, 07:25

Updated 8 марта, 07:25

Заложники индустриализации

9 июня 2009, 20:00
Три предприятия глиноземного комплекса в городе Пикалеве, прогремевшем на прошлой неделе на всю страну, могут заработать уже в конце этой недели. Для столь оперативного решения проблемы понадобилось личное вмешательство премьер-министра.

Между тем очевидно, что Владимир Путин не сможет посетить все российские моногорода. В то время как у оставшихся без работы жителей закрепляется рефлекс – требуй вмешательства премьера и дадут зарплату. Отдельные губернаторы уже спешат использовать ситуацию для получения дополнительного финансирования из федерального бюджета. Между тем зарубежный опыт показывает, что к решению проблемы моногородов нужно подходить стратегически: как можно быстрее развивать альтернативные виды производства.

Напомним, что, лишившись средств к существованию, жители Пикалева остались еще и без горячей воды. От отчаяния на прошлой неделе люди перекрыли федеральную автотрассу и потребовали приезда премьер-министра Владимира Путина. Прибывший в Пикалево 4 июня премьер разом решил все накопившиеся вопросы за одни сутки, высказав при этом претензии и к собственникам предприятия за безответственность, и к руководству Ленинградской области за бездеятельность. В итоге все поручения, выданные главой правительства в бунтующем городе, были выполнены на следующий же день – людям стали выдавать деньги, заводы подготавливать к запуску.

Эксперты говорят, что, глядя на такую оперативность, жители других моногородов, в которых сейчас тоже тяжелая ситуация, могут взять на вооружение опыт Пикалева. «Они увидели, что простые рабочие вышли на улицу и их не разогнали дубинками и более того, к ним прилетел сам Владимир Путин. Естественно, у людей психологически отложилась картинка: перекроешь магистраль – дадут зарплату», – объяснил «НИ» заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Действительно, не успел премьер покинуть один протестующий город, как в другом конце страны 6 июня работники Байкальского целлюлознобумажного комбината (БЦК) объявили бессрочную голодовку. Люди разбили палатки напротив администрации города Байкальска, расположенного в Иркутской области, и потребовали немедленно погасить задолженность по заработной плате и пособиям, а заодно создать в этом моногороде новые рабочие места. В начале года градообразующий комбинат уволил почти 2 тыс. рабочих, а оставшимся задолжал 90 млн. руб. зарплаты. В результате каждый четвертый взрослый в городе оказался безработным, 303 семьи (это около 1000 человек) подали заявление в местный отдел соцзащиты о том, что они нуждаются в продовольствии. В минувший понедельник голодающие вышли на пикет, организованный в центре города, и заявили о намерении перекрыть федеральную трассу «Байкал» и Транссибирскую магистраль. До этого, правда, не дошло – вчера местная мэрия сообщила, что комбинат начал гасить свои долги. После этого голодовка была прекращена, а палаточный лагерь уволенных работников свернут.

Однако тут же тревожный звоночек поступил из соседнего региона. Вчера в монопрофильном городе Рубцовске Алтайского края рабочие завода ООО «Алттрак», не получающие зарплату с ноября прошлого года, заявили, что готовы пойти на самые серьезные протестные акции, чтобы добиться выплаты денег. Председатель профсоюза предприятия Любовь Маслова заявила, что людей «буквально довели до ручки» и они тоже с нетерпением ждут приезда в Рубцовск премьера Владимира Путина который, по их мнению, спасет завод. Между тем эксперты говорят, что премьер-министр «просто не сможет лично облететь все российские моногорода». «Хотя люди, уже утратившие надежду на собственников предприятия и на региональную власть, будут рассчитывать именно на него и требовать именно его», – поясняет г-н Макаркин. И вот тут, говорит политолог, местная власть может воспользоваться ситуацией, «начнет пугать правительство новыми Пикалево и выпрашивать под это дело дополнительные деньги».

Напомним, что на днях губернатор Красноярского края Александр Хлопонин на Петербургском международном экономическом форуме намекнул, что ситуация, сложившаяся на Богучанском энергометаллургическом объединении (расположено в моногороде Богучан. – «НИ»), вероятно, потребует личного вмешательства премьера. «Будет второе Пикалево», – предупредил губернатор. Как рассказал «НИ» депутат Красноярского парламента Владислав Королев, все действительно началось с ссоры двух крупных компаний, в результате которой «встало строительство Богучанской гидроэлектростанции», а оно кормило и обеспечивало работой половину города. «Долги по зарплате имели место, но на днях людям зарплату начали потихоньку выплачивать. Видимо, подействовали слова Хлопонина, и теперь я думаю, что до такого, как в Пикалеве не дойдет», – полагает депутат. Между тем в понедельник спикер Совета Федерации Сергей Миронов по этому поводу уже заявил, что история города Пикалева «должна послужить уроком для властей регионального и местного уровней». При этом он добавил, что во многих из таких населенных пунктов «ситуация уже близка к пикалевской». По данным экспертов в России за 2008 год, в России насчитывается 460 моногородов – это 40% от всех городов страны.

Как рассказал «НИ» второй секретарь Свердловского обкома КПРФ Николай Алянич, только в их области находится 35 моногородов, и практически в каждом из них градообразующее предприятие в связи с кризисом испытывает трудности. «В Нижнем Тагиле сейчас непорядок на самом большом в городе Уральском вагоностроительном заводе», – рассказал г-н Алянич. По его словам, у предприятия сейчас практически нет заказов, «хотя оно должно выполнять оборонный заказ и производить танки для армии, но заказали всего один-два танка на год». Николай Алянич рассказал, что накануне по этому поводу в городе было проведено совещание всех председателей местных профсоюзов. «Они приняли жесткое решение, что если не нормализуется ситуация, то будет громадная забастовка», – заключил г-н Алянич. По данным Федерации профсоюзов Свердловской области, сейчас практически в каждой семье Нижнего Тагила есть люди, у которых возникли проблемы на работе из-за кризиса. Около 90 тыс. жителей города, по словам председателя организации Андрея Ветлужских, либо попали под сокращение, либо работают неполный день или находятся в неоплачиваемых отпусках.

В этой же области есть моногород поменьше – Первоуральск, где градообразующим предприятием является Новотрубный завод. В начале года оттуда уволили почти 3 тыс. человек. «Сам завод пока работает, даже несколько заказов появилось, месяца на два-три, но планируется дальнейшее сокращение штатов. Хозяева хотят внедрить западную систему управления предприятием и полетят инженерно-технические работники», – говорит житель Первоуральска, первый секретарь горкома КПРФ Николай Воевода. По его словам, рабочие на заводе «уже скрепят зубами, так как работают по три дня в неделю и зарплату им «хоть и платят, но сильно урезали». «Дело в том, что у нас еще до кризиса построили металлургическую печь, и на это были взяты большие кредиты. Сейчас их нужно отдавать и рабочим раздают то, что останется», – рассказал г-н Воевода.

А вот в соседнем Магнитогорске на градообразующем металлургическом комбинате пока «слава богу, все в порядке», говорят местные жители. Георгий Якименко, который более 30 лет проработал на этом предприятии, рассказал «НИ», что «в последнее время сокращений не было, зарплату не задерживают и даже короткую неделю убрали». Вот только новых сотрудников комбинат брать тоже отказывается, а в городе сейчас более 9 тыс. безработных. «Люди безрезультатно ищут работу, бегают с места на место. И комбинат у нас в городе как остров надежды. Он ведь делает 80% городского бюджета, и если не дай бог встанет, я даже боюсь представить, что будет», – говорит г-н Якименко. Он вспомнил, как в 2001 году, когда глава города «придумал для пенсионеров отдельные трамваи пустить, чтоб не мешались остальным», протестующие люди уже врывались в мэрию. «Мэр сначала стал уговаривать нас, обещал пустить больше трамваев. В ответ поднялся такой рев, что он сказал, «все, отменяю свое постановление». Надеюсь, сейчас до такого дело не дойдет», – заключил Георгий Якименко.

Вот уже несколько месяцев по три дня в неделю работают на автомобильном заводе «Урал» и жители челябинского моногорода Миасс. Депутат Челябинского областного законодательного собрания Александр Соболев рассказал «НИ», что на предприятии также процветает так называемая скрытая безработица. «Часть людей направили на общественные работы. То есть человек, который получал за сборку автомобилей 12 тыс. руб., сейчас получает 4,5 тыс., убирая цеха, подметая территорию завода. Как тепло стало, их вывели благоустраивать запущенный парк автозавода», – рассказал г-н Соболев.

ВЕТЕРАНЫ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ

Разразившийся в 1873 году в США четвертый по счету финансовый кризис парализовал страну на три года. В те времена в штате Индиана только становился на ноги город Элкхарт. Но он пережил не только тот финансовый кризис, но и Великую депрессию 30-х годов прошлого столетия, и все последующие финансовые рецессии. Но вот недавно наступил день, когда Элкхарт был признан самой крупной жертвой нынешнего финансового кризиса в США. Многие его предприятия, рестораны и салоны красоты, и даже созданный десять лет тому назад театр повесили замки на входных дверях. Доходы Элкхарта рухнули на 21,9%, а безработица подскочила до 18.8%, чего не было даже во времена Великой депрессии. Федеральные власти выделили мэрии Элкхарт в качестве первоначальной экстренной помощи 25 млн. долларов для восстановления потерянных рабочих мест, стимулирования производства, новых исследований в создании более экономичных двигателей трейлеров и удовлетворения нужд малоимущих семей. На очереди следующая порция финансовой помощи.
Расположенный в Мичигане Флинт всегда считался городом General Motors Corporation. И именно поэтому проблемы, которые испытывает сейчас американский автопром в целом и GM в частности, очень больно ударили по этому городу. Но несмотря на это, город смотрит в будущее с оптимизмом. Наученные горьким опытом, городские власти Флинта так же, как и других моногородов, особое внимание в последние годы уделяют диверсификации экономики. Город энергично работает с малым бизнесом и помогает ему в трудные времена, снижая налоги. Например, на месте самого крупного завода GM скоро возникнет крупный корабельный центр, который обеспечит работой как минимум 600 человек и послужит толчком к развитию малых предприятий, ориентированных на речное судоходство. Не забывает свою родину и GM. Между городом и компанией достигнута договоренность о строительстве на части территории Бьюик Сити завода по сборке автомобильных двигателей. Новое предприятие даст Флинту еще 800 новых рабочих мест.
Борис ВИНОКУР, Чикаго, Максим СЕРГЕЕВ

БРИТАНЦЫ ПЕРЕЖИЛИ ПРОБЛЕМУ МОНОГОРОДОВ

В 80-е годы прошлого века Великобритания уже переживала проблему массовых протестов жителей моногородов. Поводом к общенациональной забастовке шахтеров в 1984–1985 годах послужило намерение властей закрыть 20 убыточных шахт на севере Англии и в Уэльсе, где они были градообразующими предприятиями, и оставить без работы 20 тыс. человек. Забастовка длилась почти год и закончилась в начале марта 1985 года. За это время погибли 10 человек, 11 тыс. 291 человек были арестованы, 8 тыс. 392 из них были предъявлены обвинения в нарушении общественного порядка и препятствованию движению на автомобильных и железных дорогах. Уровень безработицы во многих шахтерских городках в 1980–1990-е гг. доходил до 50%, резко выросли число самоубийств. Часть моногородов так и не оправилась после закрытия шахт, но таких, где жизнь за последние годы наладилась, все же больше.
На противоположных полюсах находятся городки Граймторп и Кастлфорд, расположенные в соседних графствах – Южном и Западном Йоркшире. Сейчас в Граймторпе живут не больше 2 тыс. человек. Согласно переписи 1981 года, 44% работающего населения были шахтерами, которые работали на двух больших шахтах. Обе давно закрыты (последняя в мае 1993 г.). В 1994 году ЕС объявил Граймторп самым бедным городом в Великобритании и одним из наиболее бедных во всей Европе. Уровень преступности и наркомании здесь бьет все рекорды, безработица почти все девяностые годы зашкаливала за 50%. Большая часть молодежи давно уехала, а среди оставшихся много нетрудоспособных людей, получивших на шахтах травмы и увечья. Почти все они живут на пособия. Кастлфорд, город с 40-тысячным населением, с XIX века тоже считался угольным. Все три шахты в 1980–1990 гг. закрылись. Ситуация была тяжелой, только официальная безработица превышала 20%. Кастлфорду повезло, что кроме угольных шахт в нем работала фабрика по производству одежды Burberry. Несмотря на большие трудности в текстильной промышленности, фабрика несколько смягчила последствия закрытия шахт. Немало сделало для возрождения пришедшего в упадок города и правительство. Поблизости от Кастлфорда была построена крупнейшая в Европе крытая снежная трасса, обеспечивающая работой сотни горожан. Сюда приезжают тренироваться сноубордисты со всей страны и даже из-за рубежа. Многие кастлфордцы работают на электростанции Феррибридж.
Сергей ЛАВИНОВ

Подпишитесь