"Я скажу, наверное, про две неочевидных вещи, которые, может быть, редко звучат, - говорит Михаил Виноградов в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - Во-первых, так или иначе, события Крыма, которые привели к сегодняшнему церковному расколу, они, конечно, сделали выигрышными сторонами две мощные страны соседние – это Белоруссия и Турция.
Белоруссия, с которой были сняты санкции, которая стала автором Минских соглашений и совершенно репозиционировалась в Европе. Ушла вся тема "последнего диктатора Европы" - Александра Лукашенко и так далее. И Турция, территории которой исторически Крым много веков тоже принадлежал, мы видим, продолжает играть. Не обязательно турецкое государство, но, собственно, Турция. Если не брать вчерашней истории про фейковую турецкую православную церковь, которая осудила Константинополь, то, по крайней мере, Стамбул сидит за столом, участвует в метании и является одной из сторон, с которой необходимо соотноситься.
Поэтому, так или иначе, турецкое государство наряду с Беларусью стало одним из бенефициаров общего напряжения отношений России и Украины с 2014 года.
Момент второй: конечно, снова в центре внимания дискуссии оказывается Русская православная церковь, ее стратегия, ее поведение. В этом есть опасностью, потому что когда церковь нейтральная находится в стране, — отношение к ней в обществе достаточно благожелательное. Когда церковь ньюсмейкером, опинионмейкером, дисиженмейкером – извините за обилие англицизмов, — выясняется, что не во всем ее позиции в одинаковой степени приемлемы для общества. Возникает часто в обществе раскол.
Это как – опять же не хочется касается тем школ, — пока воспитанники ходят в детские сады и школы, кажется всё нормально, как только появляются так называемые родительские чаты, выясняется, что всё ужасно и возникает невроз взаимный в отношениях между педагогами и родителями, родителями между собой. Подобный риск, на мой взгляд, существует сегодня и вокруг Русской православной церкви, прихожанами которой являются люди совершенно разных взглядов; сочувствующими, то есть реально не ходящими на церковные службы, но, так или иначе, называющие себя православными, — как говорит Лукашенко «православными атеистами»… вообще, большинство тех, кто называет себя православными, не являются активными участниками общин. И, конечно, когда возникает разлом, раскол дополнительный с православными собратьями, от которых отчасти подпитывались энергией, возникает повод задуматься.
И еще одна проблема есть. Если мы посмотрим на внешнюю политику России последних лет, сложнее всего, тяжелее всего отношения обычно складываются с двумя категориями стран, народов – с православными и со славянами. Это парадокс. У этого есть целый ряд есть объяснений. Но нет практически ни православных стран, ни славянских стран, с которыми у России были не невротические отношения".