Posted 9 октября 2018, 18:40
Published 9 октября 2018, 18:40
Modified 7 марта, 16:37
Updated 7 марта, 16:37
Это происходит даже в условиях налогового маневра, из-за которого и внутренние цены на нефть в России в течение шести лет должны сравняться с общемировыми. Беларусь просит компенсацию за этот маневр. Внутренние же цены на газ в Беларуси теперь даже ниже, чем в России, где его добывают и откуда поставляют.
Сегодня страна покупает у России газ по цене в 129 долларов за тысячу кубов, а в следующем году цена на него будет снижена до 127 долларов, что стало возможным после того, как Минск вернул Москве задолженность в 761 млн долларов. Эксперты говорят, что споры о ценах за энергоресурсы между Москвой и Минском продолжаются и они такие же горячие, как и в прошлые годы - например, если Беларусь не согласна сценой, она просто перестает платить и возвращает задолженность лишь тогда, когда Россия идет на очередную уступку. Не слышим же о них мы лишь потому, что они ушли из публичного поля и ведутся теперь за закрытыми дверями.
"Всем известно качество наших отношений с Белоруссией – эта страна вместе с Казахстаном является корневым государством в рамках такого российского интеграционного проекта, как Евразийский союз, - говорит в интервью изданию "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - Поэтому подобные трения вызывают у Москвы массу сложностей, поскольку с одной стороны у нас близкие отношений с Минском, а с другой – в данном вопросе существует множество "но".
Ведь после распада Советского Союза, несмотря на свой суверенный статус, Россия фактически субсидирует Белоруссию, что даже стало частью экономической модели, которая была реализована президентом данной страны Александром Лукашенко.
Просто рост благосостояния белорусского населения шел опережающими темпами по отношению к экономическому росту в Белоруссии, что стало возможным благодаря прямой и косвенной помощи со стороны России, которая исчисляется десятками миллиардов долларов.
Естественно, вопросы нефти и газа являются здесь основными, поскольку дешевые отечественные энергоносители позволяют качественно снизить себестоимость многих работ в рамках белорусской национальной экономики и дают ей чистую прибыль.
В текущем году разбирательства по этому вопросу идут непублично в отличие от прошлого года, когда Минск сразу заявил, что не собирается платить по ценам, которые прописаны в базовом контракте на поставку газа. Просто белорусы тогда активировали положение, которое было в одном из межправительственных соглашений по формированию цен на российский газ.
Стороны опять считают по-своему, пусть и без отсылок со стороны Белоруссии к межправительственным соглашением, но именно фактор цены на энергоресурсы постоянно отравляет наши двусторонние отношения.
Нельзя исключать того, что белорусы добьются того, чего они хотят, а именно внутрироссийских цен на энергоресурсы, т.е. 100 долларов за тысячу кубов, но, при этом, им придется серьезно уступить Москве по нефти. Позиция России здесь достаточно жесткая, но все-таки определенные уступки с нашей стороны возможны, и именно этого в настоящий момент и пытается добиться Минск, ведя свои закрытые переговоры с Москвой".