Posted 16 октября 2018, 13:16
Published 16 октября 2018, 13:16
Modified 7 марта, 16:32
Updated 7 марта, 16:32
Эту мысль он высказал в ФБ:
«Западные демократы, поддерживающие протесты против российской тирании, не в силах понять самый важный пункт в истории новой российской оппозиции. Самый существенный аспект проблемы - всегда за рамками дискуссии.
Дело в том, что ВСЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ОППОЗИЦИЯ - всегда левая. Вся и всегда. Дж Оруэлл в книге «Лев и Единорог» это обстоятельство отмечает как самое главное в самосознании оппозиции – «оппозиция в современном мире может быть только левая». Но в СССР и в современной России - оппозиция правая.
Любой протестный автор Запада - ну просто любой: Оруэлл, Сартр, Ионеско, Пикассо, Беккет, Камю, Кестнер, Хемингуэй, Лорка, Целан, Эрнст, Гросс, Брехт, Белль, - да кто угодно --- он за социализм. Левый. Против капитализма. Против государства. Против империи.
А современный российский оппозиционер - правый. Русский оппозиционер - борется за капитализм. И борьба происходит между правыми и еще более правыми. Бессмысленная битва нанайских мальчиков. Декоративный авангард. Гуляния по площадям. Даешь капитализм с человеческим лицом. Борьба за капитализм на баррикадах - явление исторической науке неизвестное. Но вот, оказывается, бывает.
Когда Генрих Бёлль встретил высланного из СССР Александра Солженицына, они оба считались оппозиционерами. Просто западный писатель был левым, а российский монархист - правым.
А так, конечно, все за свободу и демократию. Понятия безразмерные, как нейлоновые носки...»
***
В комментариях к этому посту недостатка не было. Вот только несколько из них.
Александр Шестаковский:
Оппозиции в России уже давно нет, а те, кто называют себя оппозиционерами, действительно правые
Алексей Цветков-младший (писатель):
«Борьба за капитализм на баррикадах» и против феодализма была сутью всех буржуазных революций, начиная с голландской, английской и французской. Поэтому либеральная оппозиция в России очень часто рассуждает так: если мы боремся за капитализм, значит у нас тут до сих пор феодализм.
Евгений Глебов:
Не важно у власти белые или красные, - главное чтобы они вовремя уходили, Максим Карлович. Сменяемость - хороший способ обрести баланс. Баланс в крупных системах желаем положительный, но это очень сложно. Иногда нужно и в минус уйти, ради стратегических изменений. Кто видит дальше, работает лучше и держит удар ответственности - тот и молодец. Главное - не держать на счету жизнь человеков...