Вернувшись тут намедни из Штатов, довольная и счастливая, чего я только ни услышала: спрашивали - правда, не агрессивно, без злобы и раздражения, - но таки с тайной надеждой услышать, что, мол, всюду свои проблемы, жить тяжело везде, куда ни кинь, везде клин.
(Здесь бы следовало – ну, по законам жанра, тяжко вздохнуть и опрокинуть рюмку, - дескать, зачем нам, поручик, чужая земля?).
И ведь главное, - всё правда: и чужая земля нам незачем, и всюду, куда ни кинь, - тот самый клин; и эмиграция – не сахар, и никто нигде нас не ждет, и что они лопочут, не всегда понятно, и «город желтого дьвола» далеко не ко всем обращен своей парадной стороной.
Всё так.
Многие в соцсетях – а среди них есть и очень умные люди, объективные, - написали мне, что мои восторги основаны на том, что я здесь – гость, обреталась у людей небедных, как турист и желанный визитер (я ездила со своими выступлениями, в качестве стэндапера) – и, таким образом, видела лишь парадную сторону жизни этой страны.
С чем тоже не поспоришь: действительно, мне показали лучшее, что здесь есть – от театров до авиа-шоу, ресторанов и модных клубов, от музеев до винарен, не говоря уже о природных красотах (их, впрочем, может лицезреть любой, хоть самый что ни на есть нищий).
Однако, будучи внимательным человеком, я наблюдала и так называемую оборотную сторону этого великолепия: Америка, как концентрат мирового империализма, - конечно, страна достаточно жесткая, англо-саксонская и протестантская по духу. Чей блеск и величие покоятся на главенстве Закона - порой доходящего до абсурда в своей неумолимой, логической последовательности, жесткости в принятии решений и дисциплине.
Тут, собственно, и обсуждать нечего: Америка, как известно, есть результат огромного вложенного труда (что меня поразило – создать такую цивилизацию за каких-то 200 лет), жестких законов, Права, доведенной до автоматизма судебной практики, духа стяжательства и особой морали – по своей сути несколько архаичной.
Да, но…
Но при всем при том отсвет великих завоеваний Европы (а ведь ее создавали какие-никакие, но европейцы), - в сфере опять-таки Закона, Строительства, технического прогресса и пр. – ощущается здесь как нигде.
То есть это не «Недоевропа», как многие думают, тоскуя по Европе настоящей, с ее сокровищами духа, - а вынесенная «за скобки», «депортированная», «похищенная» и переплывшая океан Европа: та, да не совсем та, но таки – Европа.
Возможно, слегка спародированная и в то же время – возможно, более величественная, нежели ее прародительница.
Это, кстати, всего сильнее ощущается в окрестностях Бостона, где потомки бандита Вандербильда «понастроили» себе замков наподобие европейских, поражая размахом и богатством.
Бодрийар, правда, писал, что всё это – суть декорация, никакой, мол, Америки не существует: это вроде как такой мега-фейк, обман зрения и выдумка.
Действительно, такая мысль порой приходит в голову, когда видишь города, возникшие в короткие сроки и из ничего: как, например, Астана, нынешняя столица Казахстана, с размахом отстроенная всего за 20 лет.
200 лет – тоже не срок для такой мощной цивилизации, каковой сейчас является Северная Америка. Не страна, а сплошной рывок – что называется, на разрыв аорты, с порой бесчеловечным трудовым режим (как говорят сами американцы – лагерь с усиленным питанием), где слово «успех», пожалуй, главное.
И, как результат, запредельное богатство – не только чисто материальное, но и технологическое, культурное, и – не побоюсь этого слова – духовное.
Парадоксально, но так.
Противоборство Духа и Стяжательства, два полюса православной культуры, здесь не противоречат друг другу.
Всё, что было создано в последнее время – а именно высокие технологии, от генома человека (к открытию которого здесь приближаются, как известно) до Интернета и соцсетей (было странно воочию видеть вывески facebook и twitter, проезжая мимо из офисов), от высокотехнологичной медицины (мне рассказывали, как за сутки сделали две сложные операции 90-летней женщине - сломавшей, ни много ни мало, позвоночник) до биоинженерии и пр.
Во всем этом, конечно, есть огромная магия: чего в принципе может достигнуть человеческая цивилизация (я намеренно сейчас не касаюсь так называемых негативных сторон и «тупиков» этой цивилизации, это уже другая тема).
Всё это можно как бы пощупать руками, убедиться в этом воочию: как «фейк», почти маниловская мечта о разумном устройстве жизни, о почти стерильной чистоте (я имею в виду состояние городов, бульваров, парков и пр), о главенстве Закона может, как это ни странно, воплотиться в жизнь.
Это странно, согласитесь.
Но так и есть.
Диляра Тасбулатова