Следите за руками: как Россия будет бороться с долларом

17 сентября 2018, 10:23
Объявив о планах дедолларизации страны, глава государственного банка ВТБ Андрей Костин стал главным ньюсмейкером последних дней.

Сергей Баймухаметов.

Пресса широко распространила весть: Костин разработал план по отказу от доллара, состоящий из четырёх основных пунктов. Прежде всего - ускоренный переход на другие валюты в расчётах с иностранными государствами по экспортно-импортным операциям.

Доллар – мировая валюта. Что предлагается взамен? Мы покупаем, к примеру, электронику и расплачиваемся с Apple рублями? Хорошо бы, но рубль не входит в международную платежную систему CLS.Тем более, не является одной из мировых резервных валют. И мы не можем приказать человечеству срочно переходить на рубли. Возможно, под «другими валютами» Костин подразумевает евро, швейцарский франк или китайский юань. Конечно, менять шило на мыло всегда интересно, только где гарантии, что сегодняшнее будто бы дружественное или нейтральное «мыло» завтра не обернется подобием того же американского «шила»? Как в СССР острили, у нашего сельского хозяйства четыре врага: весна, осень, зима и лето.

Но есть основания полагать, что для государства, для персон круга Костина увлекателен сам процесс. Однако ни в коем случае не следует «процесс» в их исполнении противопоставлять результату. В том-то и дело, что у них из их процесса неизменно извлекается положительный для них результат.

Вспомним 100 лет хозяйственно-финансовой истории советской и постсоветской России. «Процесс» назывался по-разному: «военный коммунизм», «продразверстка», «коллективизация», «займ», «денежная реформа», «дефолт» или как-то иначе. Но в любом случае все финансовые проблемы государства, возникшие от «самого передового общественного строя» и невеликого ума правителей, означенное государство решало за счёт ограбления народа.

Резонны сомнения, что давно муссируемая в государственных кругах «дедолларизация» обернется новыми дырами в наших кошельках.

Как всегда в таких случаях, возникают побочные нюансы и вопросы. Например, предыдущее заявление всё того же Костина на случай новых американских санкций против банков с участием государства: «Все обязательства перед вкладчиками, перед клиентами мы будем выполнять. И это не только мое мнение, это программа, согласованная с Центральным банком, с правительством… Если народ побежит деньги снимать, мы всем отдадим… Я убежден, что клиенты всех банков смогут получить назад свои деньги… по текущему курсу. Как это будет сделано, в какой валюте - это уже другой вопрос».

«Как это будет сделано» и «другой вопрос» больше всего и напугали россиян. Речь идёт только о рядовых гражданах, хранящих долларовые сбережения в российских банках. Богачам ничто не угрожает, они свои капиталы держат за рубежом, за пределами нашей всегда неожиданной Родины.

Но такого никогда не было – чтобы народ предупреждали о грядущих финансовых катаклизмах. Все делалось мгновенно, внезапно – как налёт разбойников на мирное село. Даже с предварительным успокоением населения, вспомним выступление президента Ельцина 14 августа 1998 года: «Девальвации рубля не будет. Это твердо и четко. Мое утверждение - не просто моя фантазия, и не потому, что я не хотел бы девальвации. Мое утверждение базируется на том, что все просчитано. Работа по отслеживанию положения проводится каждые сутки. Положение полностью контролируется».

А через три дня, 17 августа, государство объявило о дефолте.

Так почему же глава второго по величине государственного банка, назначаемый на должность государством как главным акционером банка, вдруг взял да и предупредил население? Он что – друг народа?

Или все же здесь какой-то подвох – к чему привычно склоняется наше сознание, исторически, генетически предрасположенное видеть в таких случаях тайные козни государства?

Да, Костиным обещана выплата «по текущему курсу». Но какой он будет? То ли биржевой, то ли, если грянет «дедолларизация», установленный Центробанком по его усмотрению.

Как тут быть? Немедленно снимать доллары со счетов и прятать в кубышку? Но что с ними делать в случае этой самой «дедолларизации»? Они ведь превратятся в бумажки. Значит, срочно продавать, оборачивать в рубли? Как и советовал, предлагал на днях министр Орешкин.

Учтём, что заявление об обмене долларов на рубли в случае новых американских санкций Костин обнародовал 12 сентября в интервью агентству Bloomberg – всемирному СМИ в сфере финансовой информации. И не где-нибудь, а на Восточном экономическом форуме, главным участником которого был президент РФ Владимир Путин. Все это вместе придавало словам Костина дополнительную значимость. Вся российская пресса перепечатала информацию Bloomberg. Предложения Костина тотчас публично поддержал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Государственный уровень! Как тут не поверить, не побежать продавать доллары!

А потом… а потом никакой «дедолларизации» может и НЕ БЫТЬ. Или она не станет «ускоренной», растянется на года, и в итоге вообще не состоится по причине нереальности в современной глобальной экономике. Россияне же сегодня, в панике, продадут банкам кровные доллары по нынешнему курсу. А затем, как и предполагается, курс доллара взлетит – и банки, в том числе государственные, будут удовлетворенно «потирать руки», подсчитывая маржу. И апеллировать к нынешним заявления Костина бесполезно, нам скажут: он ведь не глава государства, а почти частное лицо, председатель правления акционерного коммерческого предприятия, вольно было вам его слушать… Да если бы и был президентом страны, то что с того – вспомним гарантии Ельцина или уверения Путина, что повышения пенсионного возрастане будет…

Возможны любые варианты. Как говорили в старину, предостерегая игроков в карты от шулеров: «Следитеза руками».

Граждане России хранят на депозитах в российских банках 87,4 миллиарда долларов. Много это или мало? Если на всех, то по 600 долларов на брата. На чёрный день нашего светлого настоящего и будущего.

КРЕМЛЕВСКИЙ ПОСТСКРИПТУМ.

На следующий же день после опубликования «Плана Костина по дедолларизации» с опровержением выступила кремлевская пресс-служба. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отметил, что вопрос дедолларизации обсуждается во всем мире, однако у Москвы пока нет конкретных планов на этот счёт. Он заявил, что власти не рассматривают возможность принудительной конвертации в случае введения санкций США против российских банков: «Нет, такого нет ни со стороны администрации, такого нет, насколько я знаю, вообще».

Таким образом, мы ещё раз убедились в актуальности старинного предостережения: «Следите за руками».

#Курс доллара #Санкции #Аналитика #Кризис в России #Сергей Баймухаметов
Подпишитесь