Posted 7 сентября 2018, 06:53
Published 7 сентября 2018, 06:53
Modified 7 марта 2024, 16:32
Updated 7 марта 2024, 16:32
Пенсионная реформа запустила механизм размежевания власти и общества. Об этом будут писать книги, исследуя этот феномен.
Молодые львы не несут в себе травмы 90-х, когда обнулились разом все социальные и политические идентичности. Они хотят жить в формальном и структурированном мире, с внятными правилами и относительно эффективными институтами. А представители старших возрастов, которые и формируют сегодня правящий класс страдают социальной (эмоциональной, ценностной) депривацией, провоцирующей девиантности разного рода.
Фразу Меркель о том, что Путин живёт в своей отдельной реальности можно интерпретировать как свидетельство о социальной депривации российских политиков. Выскажу догадку, что элиты, по всей видимости, не способны сами эволюционировать, используя целительные ресурсы кризисов. Элиты капсулируются в ответ на давление внешних и внутренних (прежде всего, внутренних) факторов. Общество изменилось, а власть нет. Помните лозунг диссидентов СССР: уважайте собственную Конституцию? Тогда власть не понимала, чего хотят несогласные и считала, что они издеваются, или работают на вражеские разведки.
Что-то подобное начинается и сегодня в РФ. Коррупция в регионах и сверхдоходы госчиновников, это не стратегия циничных адептов авторитарной системы, как пишут некоторые оппозиционные авторы. РФ не авторитарное, а неформальное государственное образование. И представители власти реагируют на проблемы путём расширения зоны психологического комфорта.
Типичная реакция психологической защиты в условиях роста уязвимости групповой (социальной) идентичности. Отсюда и странно-инфантильное поведение: прятаться за пустыми обещаниями, создавать идеологическую путаницу .
Оригинал здесь