За первое полугодие нынешнего года убытки ГАЗа от продаж достигли 595,69 млн рублей - это в 2,3 раза больше, чем за первое полугодие 2017 года. При этом выручка предприятия выросла на 14,5% до 10,9 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась в 22,2 раза – с 87,84 млн до 1,95 млрд рублей, - отмечает newsnn.ru.
Как говорит Сергей Асланян, у крупных заводов "всегда есть инерция и определённые действия, которые не имеют результата прямо сегодня", поэтому объективно оценивать эти показатели сложно. "Предприятие не имеет очень большого дохода. Нельзя сказать, что оно очень сильно разбогатело. И у него нет серьёзной перспективы разбогатеть"
Сергей Асланян отмечает, что автомобильный рынок сокращается. В этих условиях ГАЗу нужна оптимизация производства, но завод по-прежнему имеет "огромное количество архаичных предприятий и производств-смежников и обременений" с большим количеством сотрудников. Но если начать их сокращать - это приведет уже к социальным проблемам, вот и "приходится держать на своем балансе. И это тоже не дает шанса вырваться вперёд. Есть определенные обязательства перед людьми и определенная архаика технологий. Там, где во всем мире робот, у нас 5 человек с кувалдой. Горьковский автозавод – несовременный. Поэтому у него и убытки будут, и прибыль не каждый день".
С другой стороны - раз производство не оптимизируется,то и зарплаты рабочих останутся все такими же низкими и они и дальше будут на них жаловаться. В пресс-службе завода говорят о средних зарплатах в 36 тысяч рублей, но сами рабочие говорят, что речь идет скорее о цифре около 20 тысяч рублей, а на более-менее приличные деньги могут рассчитывать лишь люди, лояльные руководству.
Жалуются рабочие и на условия труда. Вопросы вызывают и условия труда. В течение нескольких лет Горьковский автозавод лидирует среди предприятий Нижегородской области по числу профзаболеваний. В 2016 году Госинспекция труда сообщила, что на заводе чаще всего происходят ЧП с тяжким причинением вреда здоровью и смертельным исходом. В 2017 году проверки контролирующих органов также выявили много нарушений.
Он отмечает, что на ГАЗе производится только итоговая сборка автомобилей, в то время как производители комплектующих в стране "вымерли": "Те технологии, которыми они пользовались – это технологии 1950-1960 годов. Обновление промышленности в нашей стране закончилось с началом перестройки. Индустриальная ситуация находится на уровне каменного века". Сейчас, в частности, ГАЗ "пытается поставить" китайский дизель Cummins, а в дальнейшем – перейти на худший по качеству дизель Volkswagen, потому что "своего-то нет".
Собственный дизель завод не смог создать даже во времена СССР, включая период перестройки. "И бензиновый мотор у них тоже плохой, - продолжает Сергей Асланян. - И в совокупности "Газель", конечно, это машина, которая только в нашей стране имеет право на жизнь. Во всем остальном мире, в третьесортных странах какие-то попытки есть продвижения на экспорт, но это связано с большими трудностями".
Сможет ли завод вернуться к производству легковых автомобилей или хотя бы возродить легендарные "Волгу" и "Чайку"? По словам Асланяна - шансов нет: "У них не будет никогда легкового производства – на это не хватит ни денег, ни сил".