Posted 24 августа 2018, 15:11
Published 24 августа 2018, 15:11
Modified 7 марта, 16:43
Updated 7 марта, 16:43
"- Швейцария никогда официально не присоединялась ни к каким санкциям, - говорит Игорь Петров в эфире радио "Свобода". - Ее курс исходит из того, что официальный Берн не поддерживает санкции, будь то санкции, введенные США, будь то введенные Европейским союзом. При этом Швейцария ведет политику, исходящую из того, чтобы не допускать обхода этих санкций через швейцарскую лазейку. В этом плане Швейцария, не будучи членом Евросоюза, не будучи членом НАТО и других каких-то структур военных и политических, ведет самостоятельную – во-первых, и во-вторых, достаточно спокойную позицию.
Многие говорили, что российский бизнес или кто бы то ни было лишился в Швейцарии денег – даже если абстрагироваться от данной ситуации, естественно, Швейцария как мировой финансовый и промышленный центр не может никого лишать никаких денег. Потому что любые блокировки любых активов, включая счета в банках, происходят только по решению суда. Если речь идет о деньгах, связанных с какими-то российскими бенефициарами, то, разумеется, любой банк будет блокировать эти счета только по решению швейцарского суда. Суд в свою очередь должен запросить российскую сторону о предоставлении Швейцарии правовой помощи в случае, если в России открыто уголовное либо какое любое дело. Тогда, по этой цепочке проходя, швейцарский банк, получив решение швейцарского суда, будет иметь право заблокировать счета.
Нужно понимать, что в противном случае Швейцария не была бы мировым финансовым центром, если бы здесь царил произвол, если бы здесь банки строжайшим образом не следовали бы законодательству Швейцарии, если бы они не следовали строжайшим образом всем указаниям регуляторов как национальных, так и международных, то никто бы здесь просто не хранил бы свои деньги, Швейцария не была бы таким финансовым центром, каковым она является сейчас.
Но в ситуации, которая сейчас складывается вокруг отношений России, Евросоюза, Соединенных Штатов, разумеется, швейцарские банки стали с большим подозрением, чем раньше, относиться к российским клиентам. Безусловно, если перед ними встанет выбор, следовать санкциям США или портить свои отношения с российскими клиентами, Швейцария встанет больше на сторону Соединенных Штатов.
- Я бы хотела, чтобы вы уточнили по поводу пяти миллиардов, которые обошли всю прессу, неких российских денег, - спрашивает радиоведущая Елена Рыковцева. - Во-первых, что это за деньги? Насколько я понимаю, швейцарцы потом объяснили, что это деньги не замороженные, а перешедшие в доверительное управление от кого-то кому-то. Как определить, что это были за деньги?
- На самом деле сегодня никто, и сам банк не уточнял, чьи это деньги, имена, он просто не имеет права это делать. Речь идет о том, что эти деньги просто были переквалифицированы из активов, находящихся под управлением, в активы, находящиеся на доверительном хранении. В этом отношении говорить о какой-то жесткой блокировке или заморозке сейчас не приходится.
- Я слышала комментарии, что швейцарские банки не могут игнорировать эти санкции, потому что у них завязана система расчетов на долларе и отношениях с Америкой. Они не могут сделать вид, что нет этих санкций.
- Безусловно. Просто надо здесь отметить другую вещь: у швейцарских банков есть гораздо более сложные и тяжелые проблемы, по крайней мере, были в последние годы, с американскими налоговыми органами, когда американские налоговые органы обвиняли ряд швейцарских банков в том, что работая на американском финансовом рынке, швейцарские финансовые институты помогали американским клиентам уходить или оптимизировать свои налоговые обязательства. Как раз здесь достаточно серьезная проблема. Многие банки уже рассчитались, нашли какое-то решение с американским налоговым ведомством. На самом деле сами Соединенные Штаты не совсем заинтересованы в том, чтобы совсем додавить и загнать в угол швейцарские банки. Поэтому, я думаю, здесь есть все основания говорить о дороге с двусторонним движением. Есть сильные позиции у Соединенных Штатов, есть сильные позиции у швейцарских банков.
Швейцария не горит, а пригорает. Горит Великобритания, там очень серьезные законодательные шаги были сделаны для того, чтобы происхождение денег было чистое, этим занимаются компетентные органы очень серьезно. Я думаю, что такого же хотели те, кто готов преследовать российский капитал, в отношении которого есть априорное понимание, что это какие-то обязательно грязные деньги, что не всегда и необязательно бывает именно так, но таково отношение Запада к России сейчас.
Россия действительно токсичный актив политический, она токсичный актив финансовый и экономический – это все сказывается на тех деньгах, которые хранятся в зарубежных банках российскими гражданами или компаниями. Я думаю, это первый небольшой шажок в эту сторону, несмотря на нейтральный статус Швейцарии".