Блогер Михаил Нефёдов пишет, что "уже вторую неделю катается по Европе" и сделал совсем другие выводы насчёт того, сколько именно чаевых "нужно оставлять" в кафе и ресторанах.
"Наблюдал за европейцами, которые в последние годы стали более прижимистыми в вопросах щедрости, относительно благодарности в адрес обслуживающего персонала, - пишет Михаил Нефёдов в своем Живом Журнале. - Разного рода советчики говорят нам о том, что чаевые от вас ждут почти во всех европейских странах, в некоторых они уже входят в счёт, однако распределяются на всех и конкретно ваш официант всё равно ждет от вас 5 - 10%.
Доля правды есть, так в Португалии сам видел в счёте строку за обслуживание. Но при этом и замечал, как некоторые гости выскребают всю сдачу даже в странах, где чаевые в счет не входят. Еще лет 10 назад действительно было принято оставлять 5 - 10 евро на средний счёт от 50 до 100 евро. А вот лет пять назад эту традицию изменили и на чай оставляли одну, две монеты достоинством 1 или 2 евро. Сегодня европейцы оставляют все центы, выскребая крупные монеты, а часто вообще не оставляют на чай".
Культура "чаевых" возникла в прежние эпохи, когда уровень жизни основной массы населения был очень низким, а в рестораны ходила в основном немногочисленная богатая публика - аристократы, представители буржуазии, рантье, деятели искусства, чьи доходы были в разы, а то и в десятки раз выше, чем у "простых" людей. Но в эпоху доминирования "среднего класса" всё это теряет актуальность и, главное - справедливость. Почему мы должны благодарить официанта больше, чем дорожного рабочего или уборщика, озеленителя, учителя, библиотекаря, которые в конце-концов тоже создают нам комфортную окружающую среду и тот самый "европейский уют"?
"Я не даю. И мне не дают, - пишет mihailgurevitch. - Как и большинству работающих. Кто-то хорошо работает? Пусть премия официально будет. Делать что-то хорошо, поступать по правилам - это норма. За это не надо премировать. Призы "За честь и достоинство", на мой взгляд, не логичны и не нужны. А когда правоохранительные органы дают грамоты за работу без взяток - или что-то типа того - это вообще дикость. Награждать стоит только за подвиги. Хотя лучше бы не было поводов для подвигов. А вот за плохую работу, за всякие дрянные поступки - обязательно надо наказывать".
"Когда платят мне, то что то не наблюдается желающих переплачивать, а ровно наоборот - удавятся за каждую копейку и ещё всех вокруг удавят, - пишет sidorow. - Когда вы приходите ко мне в типографию, то вас ни разу не волнует состояние второго гейдельберга и во сколько смен работает печатник - вас волнует две вещи: срок и цена. Ну ещё в некотором роде качество. И когда я говорю цену, вы мне говорите - а нечего тут, надо быстрее и дешевле, а то мол пойду к конкуренту".
"Культура чаевых" вступает в противоречие и с тенденцией последних десятилетий во всех странах, претендующих на "цивилизованность" - борьбой с "черной" и "серой" экономикой, за 100%-ную собираемость налогов. Тем более, что как нас пугают - "черный" и "серый" нал - питательная почва для всякого криминала и даже терроризма.
"Премии - это вообще почва для злоупотреблений всяких, особенно когда ее платить может один человек. Как и чаевые - черный нал неучтенный и без налогов", - пишет svetasta.
Также чаевые - это в некотором смысле и оскорбление того же официанта, который вынужден рассчитывать жить на "милостыню", а при увольнении не получит полного расчета. "Возможность уволить официанта безо всяких полагающихся отступных и сроков", - пишет ryadovoy_k2.
Впрочем, во многих странах (а иногда и во многих заведениях в России) персонал "предприятий общественного питания" своего не упускает и попросту включает "чаевые" в чек.
"Они перестали париться и включают суммы сразу в чек. Это в Англии", - пишет concluder.
"Если честно, то чаевые - признак жлоба, швыряющегося халявным баблом, - пишет Svetlana Lyashenko. - Счёт - это счёт, в него по идее должны включить всё - затраты, прибыль и зарплату обслуги. Если обслуга берёт "чаевые" (согласитесь - очень стыдливый термин для взятки), значит хозяин ей не доплачивает и экономит на ней. Не дашь на чай - официант пошлёт хозяина и уволится. То есть, производственный конфликт сглаживают за ваш счёт. Гораздо честнее расплатиться банковской карточкой и пожелать хозяину "оревуар". Захочу - вернусь, не захочу - извини".