Posted 7 октября 2016, 13:34
Published 7 октября 2016, 13:34
Modified 8 марта, 02:37
Updated 8 марта, 02:37
В странах мира принята разная культура чаевых для таксистов. Например, в США обычно таксисту оставляют 15% от суммы поездки, а в Японии на дополнительные деньги водитель может обидеться. В России же все зависит исключительно от щедрости клиента. Когда пассажир расплачивается наличностью, то все просто: если чувство благодарности перебороло жадность, то накидываешь водителю сверх суммы или наоборот, платишь рубль в рубль. А тем, кто расплачивается карточкой и не носит с собой бумажные деньги, оказывается сложнее поблагодарить таксиста. Специально для них популярные сервисы онлайн заказа такси придумали функцию «Чаевые» в меню приложения при оплате банковской картой. При этом обычно по умолчанию в этом разделе стоит 0%, а клиент сам вправе изменять размер чаевых.
Однако собеседник «НИ» Александр после очередной поездки с помощью популярного приложения Яндекс.Такси заметил, что с карточки без его ведома списались деньги сверх суммы за трансфер. Несколько раз подряд списания повторились.
«Думаю, что за фигня? Лезу в настройки приложения и обнаруживаю, что там стоит автоматическое списание чаевых в размере 5% от поездки. В трезвом уме и здравой памяти я не мог поставить эту настройку», - рассказывает Александр.
Поняв суть проблемы, за последнюю поездку Александр отменил чаевые, и деньги поступили обратно на его карту. Но как говорится в старом анекдоте: «Ложечки-то нашлись, а осадок остался». «НИ» стали разбираться, как могло произойти списание средств против воли клиента.
Как рассказали корреспонденту «НИ» в Яндекс.Такси пользователь действительно может оставить вознаграждение водителю, изменив в настройках размер чаевых с 0% по умолчанию на 5%, 10% или 15%.
«При этом после каждой поездки клиент может изменить размер чаевых. После завершения поездки клиент видит экран со стоимостью поездки и ранее установленным размером чаевых (по умолчанию - 0%). Прямо на этом экране пользователь может изменить размер чаевых. Там же предлагается оценить поездку по пятибальной шкале, в зависимости от этой оценки чаевые будут списываться или нет», - пояснила «НИ» руководитель PR-проектов Яндекс.Такси Элина Ставиская.
Подробная информация о системе списания чаевых содержится и в Условиях использования сервиса Яндекс.Такси. Например, пункт 3.5. Условий гласит, что «чаевые (в размере по умолчанию или в размере, специально указанном Пользователем для конкретной поездки) будут списаны с Привязанной карты, если Пользователь в течение 30 минут после завершения поездки указал в интерфейсе Сервиса положительную оценку поездки (4-5 звезд) и нажал на кнопку «Готово» либо не указал ни положительную, ни отрицательную оценку поездки (не указал количество звезд) и нажал на кнопку «Готово».
В пункте 3.6. уточняется, что если клиент поставил оценку от 1 до 3 звезд, то это значит, что клиент не доволен поездкой, поэтому чаевые не спишутся.
Но главная хитрость содержится в пункте 3.7. Условий. В случае, если клиент в течении 30 минут после поездки не нажал кнопку «Готово», сумма чаевых блокируется на привязанной карте на срок 24 часа, в течение которых пользователь может изменить размер чаевых, в том числе, и на 0%. Если клиент ничего не предпринял, чаевые спишутся в размере по умолчанию.
Таким образом, автоматически, без изменения пользователем настроек по умолчанию чаевые списываться не могут, заверили «НИ» в Яндекс.Такси. «Возможно, клиент отдавал кому-то телефон или сам случайно изменил настройки, а потом не обращал внимания на размер чаевых при оценке поездки», - предположили в компании и посоветовали быть внимательнее.
К слову, система чаевых по безналичному расчету впервые появилась в онлайн-сервисе заказа такси GetTaxi (сейчас сервис переименован в Gett). Действует она так же, как и в Яндекс.Такси: ставится определенная сумма в настройках, а после каждой поездки, эти цифры можно менять. По словам главы Gett Шахара Вайсера система чаевых введена компанией, чтобы мотивировать водителя на экстрасервис.
Однако в полном ли объеме размер чаевых идет на поощрение водителю или онлайн-операторы забирают свою «маржу»? Как рассказали «НИ» в таксопарке «Ритм», сотрудничающем с крупнейшими сервисами, в Яндекс.Такси водителю возвращается сумма чаевых в объеме 100%, а вот Gett до недавнего времени забирал себе две трети чаевых. Буквально на днях израильская компания изменила условия: с 1 октября 2016 года водители стали получать всю сумму чаевых за поездку.
Кстати, в еще одном популярном онлайн-сервисе заказа такси UBER чаевые вообще не предусмотрены – выбор полностью предоставлен клиенту, который может оставить вознаграждение, но уже наличными. Просто находка для экономных клиентов, особенно в кризис!Единственное, что UBER может запросить с карты клиента, впрочем, как и другие операторы – это компенсацию расходов на ремонт или мойку автомобиля в соответствие с условиями сервиса.
В эпоху инноваций гаджеты сильно упрощают жизнь человеку. Трудно встретить кого-то без смартфона с массой удобных приложений, которые могут все: заказать еду, вызвать такси, при этом даже адрес не надо знать, для этого есть геопозиционирование. Но даже в век роботизированной техники ничто человеческое нам не чуждо: иногда хочется поблагодарить того же таксиста за хороший сервис, приятную музыку в автомобиле, мягкое вождение. Но чтобы не идти на поводу у современных технологий, нужно быть внимательнее и помнить, что любой, даже самый удобный сервис – это бизнес, который стремится заработать на клиенте как можно больше.