Иван Петровский
Но даже на необычайно плотном в этом году августовском новостном фоне «утка» не затерялась. И вот уже понеслись по буйным волнам интернета перепечатки, привычно склоняющие на все лады «главного приватизатора».
Хотя, надо признать, новость сконструирована на удивление профессионально. Пенсионер и Чубайс – идеальная пара для драмы шекспировского размаха. Сумма в 15 млн рублей достаточна, чтобы мимо неё было сложно пройти и не заметить. Иск составлен в стихах – прекрасная изюминка, которая делает эту новость объёмной и добавляет ей возвышенного трагизма.
Впрочем, совершенно неважно безвестные ли политтехнологи за кругленькую сумму решили хайпануть на несчастном пенсионере или господин Кулагин сам прирожденный пиарщик. Вся эта история - отличный повод поразмышлять о том, почему даже три десятка лет спустя после развала СССР Анатолий Чубайс - по-прежнему желанный антигерой любого желтого издания?
В своем ютуб-монологе Геннадий Кулагин описывает СССР едва ли не как землю обетованную. Если верить ему, то простой советский человек мог на зарплату рабочего прокатиться на машине в Португалию и обратно. Шутки-шутками, но как бы выглядел СССР сегодня легко представить. Причем Геннадию Кулагину это сделать куда проще, поскольку маленькая копия «государства рабочих и крестьян» – Северная Корея - находится прямо у него под боком. Со всеми полагающимися атрибутами – закрытые границы, тотальный дефицит, «пушки вместо масла». Из нового – интернет по талонам. Об этих прелестях «развитого социализма» отчего-то предпочитают не вспоминать, тоскуя по советским временам.
Как предпочитают не вспоминать, что тогда, в начале 90-х годов, желающих принять на себя ответственность за разваливающуюся экономику, мягко говоря, было не густо. Потому и оказались у руля Гайдар и его команда. Зато сегодня охотников порассуждать, что же Чубайс сделал не так, хоть отбавляй. Задним умом мы все крепки.
Чубайс давно уже не «у руля». После приватизации была резонансная реформа энергетики. Оппоненты тогдашнего главы РАО ЕЭС предрекали едва ли не всероссийский энергетический коллапс, развал отрасли и техногенную катастрофу. Сегодня все эти дискуссии энергетики вспоминают с улыбкой. Реформа по Чубайсу позволила привлечь почти триллион частных инвестиций и развернуть строительство десятков новых электростанций. Потом начался нанотехнологический этап биографии Чубайса. Роснано за 10 лет построила почти 100 заводов, уже четвертый год подряд приносит прибыль (чего от нее никто не ждал) и даже выплатила дивиденды государству.
Но все это мало кого интересует, потому что Чубайса давно превратили в фольклорного персонажа, эдакую «бабу-ягу» для народа, которая творит зло в силу своей природы, без особого смысла и системы. Чубайс - эдакий персонифицированный страновой страх изменений, в который народное творчество упаковало весь свой горький опыт XX века.
На каждую «бабу-ягу» найдется и Илья Муромец. И складывается ощущение, что таким народным героем становится Сталин, тоже превратившийся в символ - только величия и мощи, спокойной силы и уверенности в завтрашнем дне. О том, что испытывали люди, слыша ночью скрип тормозящих во дворе воронков, тоже почему-то предпочитают не вспоминать.
Любой исследователь фольклора вам скажет, что сказка, с ее героями и антигероями, может очень много рассказать о народе, который ее создал. Увы, наш с вами портрет сегодня получается диковатый, если не пугающий.