Надежда Попова
Напомним, что в своем материале «Тормоз для ледокола. Что делает атомоходы для севера долгостроем?» «НИ» писали, что через 2 года из всех атомных ледоколов в строю останется только один – «50 лет Победы». Сооружение этого атомного ледокола шло 18 лет. В холодный отстой уже выведены атомные ледоколы «Сибирь» и «Арктика». Атомный ледокол «Ямал» уйдет в отстой в 2020 году. Ледокол «50 лет Победы» будет работать до 2024 года. Но придут ли на смену этим старым атомным лошадкам новые атомоходы?
Судостроительная верфь на Васильевском острове Петербурга, действительно, сооружает три атомных ледокола, заказанных ФГУП «Атомфлот». Общая стоимость трех атомных гигантов - более 121 млрд. рублей. Первый ледокол - «Арктика» планировался к сдаче еще 2017 году, но срок сдачи был перенесен на 2019 год. Второй атомный гигант «Сибирь» планировался к вводу в строй в 2019 году, но срок сдачи ледокола «Сибирь» уже сдвинут на 2020 год.
- Головное судно «Арктика» заложили в ноябре 2013 года. На воду спустили 16 июня 2016 года, - рассказали в пресс-службе Балтийского завода. Ледокол «Арктика» будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от ядерного реактора РИТМ-200 .
В своем предыдущем материале «НИ» сообщали именно о больших проблемах с турбинами для атомных гигантов. Как раз по этой причине Балтийский завод и приостановил монтажные работы в машинном отделении ледокола «Арктика». Ждали, когда на судно будет доставлен второй главный турбогенератор. Но этот агрегат никак не мог покинуть испытательный стенд Кировского завода. Первый главный турбогенератор - для правого борта – был поставлен Балтийскому заводу еще осенью 2017 года. Второй главный турбогенератор Киров-Энергомаш обещал доставить еще в ноябре 2017 года. Но шли месяцы, а изделия не было. В чем же была причина такого отставания от графика?
Паротурбинную установку для ледокола «Арктика», изготовленную на заводе «Киров-Энергомаш», должны были бы испытывать на Харьковском турбинном заводе. Но так как связи с этим заводом порваны, «Киров–Энергомаш» создал свой испытательный стенд. Однако с ним начались проблемы и испытания были приостановлены.
Глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщил журналистам, что у российских судостроителей возникло очень серьёзное препятствие. Работы по производству турбинных двигателей ТНД (турбина низкого давления) -17 на «Киров-Энергомаше», к великому сожалению продвигаются «не так хорошо». Это обстоятельство послужило поводом для поиска более надежного поставщика.
В итоге в ОСК обратили внимание на достижения Уральского турбинного завода (УТЗ). Завод успешно изготовил несколько двигателей ТНД-17 . Это обстоятельство в итоге стало поводом для рассмотрения возможности перевода полного цикла производства российских турбинных двигателей на базу уральского завода.
К слову, Уральский турбинный завод был основан в 1938 году. УТЗ специализируется на выпуске паровых турбин, сервисе и модернизации паровых и газовых турбин. УТЗ получил лицензию Атомного надзора РФ на право конструирования и изготовления оборудования ядерных установок, в том числе судов и плавсредств. И уже выпустил несколько комплектов оборудования для ледоколов проекта 22220 . Разработчики утверждают, что турбин для атомных ледоколов такого уровня мощности в мире еще не было. Турбины и конденсаторы будут работать в составе атомной турбо-электрической установки. Это оборудование значительно повысит маневренность ледоколов .
- Под выполнение заказа завод освоил и внедрил новые технологии: орбитальную сварку титана и его сплавов, а также автоматизированную плазменную резку, - рассказали в пресс-службе УТЗ. - Турбины для новых атомных ледоколов – совершенно новая разработка. Оборудование изготовлено из материалов отечественного производства. Это импортоопережение.
Сегодня завершено изготовление четырех паровых турбин ТНД-17. После сборки проведут испытания, а потом установят на корпуса атомных ледоколов. Новая судовая турбина УТЗ состоит из 5 тыс. деталей и весит 70 тонн.
Уральский турбинный завод займется проектом по изготовлению паротурбинных установок и для новых ледоколов ЛК-60.
- Наши ледоколы уже ждут эти турбины. Работа на УТЗ практически завершена, - заявил глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. - Теперь главную скрипку играют наши петербургские партнеры, которые должны собрать готовый паротурбинный агрегат. К великому сожалению, работу они делают не так хорошо, как уральские коллеги. Поэтому нам очень бы хотелось, чтобы Уральский турбинный завод взял на себя еще больший объем работ.
К слову, еще один атомный ледокол «Лидер» проекта 10510 находится на этапе проектирования. Он предназначается для круглогодичной проводки крупнотоннажных судов по Северному морскому пути во льдах толщиной до 2 м.
Кстати, на новых ледоколах в качестве движителя будут установлены азиподы - азимутальные винто-рулевые колонки (ВРК). К примеру, на борту атомохода «Лидер» будут установлены два ядерных реактора РИТМ-400 мощностью по 60 МВт каждый. Именно с такой мощностью будут работать винто-рулевые колонки, расположенные вне корпуса судна. С помощью шарнирного механизма азипод может вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Это позволит получить лучшую по сравнению с классическими движительными установками маневренность судна как по курсу, так и по скорости. «Лидер» сможет маневрировать в самых сложных условиях!
Азиподы разработал и представил Крыловский государственный научный центр в рамках программы импортозамещения для судов ледового класса.
- К преимуществам винторулевых колонок с электродвижением относят малошумность, маневренность, удобство применения и расположения двигателя, - рассказали в пресс-службе Крыловского центра. - Испытания моделей на открытой воде были выполнены в бассейне Центра.
Выходит, в скором времени на Северном морском пути могут появиться сразу 4 новейших атомных ледокола, причем, со своими собственными мощными турбинами и азиподами.
«Новые известия» продолжают следить за ходом строительства новых атомных ледоколов России.