Posted 17 апреля 2018,, 18:07

Published 17 апреля 2018,, 18:07

Modified 7 марта, 16:46

Updated 7 марта, 16:46

Тормоз для ледокола. Что делает атомоходы для Севера долгостроем

Тормоз для ледокола. Что делает атомоходы для Севера долгостроем

17 апреля 2018, 18:07
Атомоходы проекта 22220 «Сибирь», «Урал» и «Арктика» строятся на Балтийском заводе с большими проблемами. Напомним, что последний атомоход"50 лет Победы" (первоначально -"Урал") сооружался 18 лет. Не постигнет такая же судьба и его собрата, а заодно и "Сибирь" с "Арктикой"?

Надежда Попова

Атомный ледокол "Арктика" сегодня готов на 60 %. Эту цифру озвучил на заседании Общественного совета по безопасному использованию ядерной энергии главный инженер Атомфлота Мустафа Кашка.

- Головное судно «Арктика» заложили в ноябре 2013 года. На воду спустили 16 июня 2016 года, - рассказали в пресс-службе Балтийского завода. -Атомный ледокол "Арктика" будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт. Двухосадочная конструкция судна позволит использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Но летом 2017 года стало известно, что график сдачи сдвинули на два года. И атомный ледокол "Арктика" теперь планируют передать флоту лишь в 2019 году. Но в марте 2018 года появилась информация, что сдачу могут опять отодвинуть из-за проблем с поставками турбогенераторов. Таким образом, «Арктика» может прийти в порт приписки уже только в 2021-2022 годах. Или еще позже.

Сегодня судостроительная верфь на Васильевском острове Санкт-Петербурга, действительно, сооружает сразу три атомных ледокола, заказанных ФГУП "Атомфлот". Общая стоимость трех атомных великанов - более 121 млрд. рублей. Эти мощные атомоходы требуются "Атомфлоту" для замены старых ледоколов, которые все еще трудятся в северных морских широтах. По окончании строительства все эти атомные исполины должны будут обеспечивать проводку торговых судов, перевозящих грузы по Северному морскому пути.

И вот тут есть такая засада. На Северный морской путь давно претендуют наши многочисленные "друзья". Буквально на днях адмирал Пол Цукунф, который возглавляет Береговую охрану США, заявил в разговоре с журналистами: "США считают, что Северный морской путь должен быть транспортным коридором, открытым для всего мирового сообщества! "

То есть, Россия должна отказаться от своего стратегического ресурса в пользу свободного рынка! Заявление очень тревожное...

Напомним, что еще в 2012 году Атомфлот и Балтийский завод договорились о строительстве первого нового атомного ледокола за 37 млрд. рублей. Средства на строительство выделили из бюджета. И стройка началась! Ледокол "Арктика" должен был уже в этом, в 2018 году, начать вывозить сжиженный природный газ по проекту "Ямал СПГ", обеспечивать круглогодичное сопровождение грузов. Но, похоже, что это пока только атомные грезы! Поскольку кроме технических трудностей, при строительстве столь дорогих и мощных гигантов, есть трудности чисто криминального свойства. Замедленное строительство атомохода "Арктика" уже спровоцировало первое уголовное дело. О возбуждении трех уголовных дел против одного начальника - директора Балтийского завода гидравлического оборудования Александра Харитонова - "Новым известиям" сообщили следователи СКР.

В чем обвиняют Харитонова? В неуплате налогов, а также в мошенничестве и отмывании денег. За неуплату налогов господин Харитонов приговорен к штрафу в 100 тысяч рублей. Обвинения в мошенничестве и отмывании денег уже предъявлены Харитонову в окончательной редакции.

Как считает следствие, директор Балтийского завода гидравлического оборудования Харитонов с апреля 2014 года по ноябрь 2015 года заключил договор на поставку 4 насосов для атомного ледокола «Арктика». Этот договор был заключен с «дочкой» Кировского завода - предприятием Киров Энергомаш. Сумма контракта? Более 194 млн. рублей. Из них 97 млн. рублей ушли на счет компании Харитонова. Но насосы на ледоколе «Арктика» так и не появились. Ко всему прочему, сегодня Балтийский завод гидравлического оборудования завод проходит процедуру банкротства. Кто же теперь поставит насосы атомному ледоколу «Арктика»?

Но кроме проблем с насосами, оказывается, еще есть и проблемы с турбинами. И они гораздо серьезнее! Техническая доработка второго главного турбогенератора для ледокола "Арктика" может привести к очередной задержке. Именно поэтому Балтийский завод приостановил монтажные работы в машинном отделении ледокола «Арктика». Ждут, когда на судно будет доставлен второй главный турбогенератор. Но этот агрегат все еще находится на испытательном стенде Кировского завода. Эксперты говорят, что на объединение главного турбогенератора с другими системами ледокола может уйти от 18 до 20 месяцев. Первый главный турбогенератор - для правого борта – был поставлен Балтийскому заводу еще осенью 2017 года. Поставщиком агрегатов общей стоимостью 2,7 млрд. рублей был завод Киров-Энергомаш. Второй главный турбогенератор Киров-Энергомаш обещал доставить еще в ноябре 2017 года. За окном – середина апреля!

Тут надо еще учитывать и такой факт: паротурбинную установку для ледокола «Арктика», изготовленную на заводе Киров-Энергомаш, должны были бы испытывать на Харьковском турбинном заводе. Но связи сегодня порваны. Поэтому Киров–Энергомаш создал свой испытательный стенд. Общие инвестиции в проект составили 1,4 млрд. рублей, включая заем Фонда развития промышленности Минпромторга в размере 500 млн. рублей. Именно с этим испытательным стендом сегодня есть проблемы. И испытания пока приостановлены.

Проблемой с турбогенераторами для атомных ледоколов сильно озаботились в Правительстве РФ. На Киров-Энергомаше прошло специальное совещание с участием вице-премьера Дмитрия Рогозина.

- Нами одобрены меры, которые позволят избежать срыва графика строительства паротурбинных установок для атомного ледокольного флота, - сообщил журналистам Дмитрий Рогозин. – Мы рассмотрели все проблемные вопросы, которые были связаны с прекращением поставок с Украины и введением санкций. Будем жестко отслеживать график подготовки наиважнейшей комплектующей для ледокола – турбины.

Но пока воз и ныне там!

Что удивительно? Завод Киров – Энергомаш в свое время проектировал и делал установки для всех 10 атомных судов ледового класса в Советском Союзе. Но все это создавалось в содружестве с украинскими судостроителями. Наши, российские судостроители считают, что теперь будут значительно отодвинуты сроки сдачи всех атомных ледоколов проекта 22220. И именно из-за отсутствия качественной испытательной базы для паротурбинных установок.

Что еще очень тревожит? Через 2 года из всех атомных ледоколов в строю останется только один – «50 лет Победы». Напомним, сооружение этого долгостроя шло целых 18 лет. В холодный отстой уже выведены атомные ледоколы "Сибирь" и "Арктика". Атомный ледокол «Ямал» уйдет в отстой в 2020 году. Ледокол "50 лет Победы" будет работать до 2024 года.

Но придут ли на смену этим старым атомным лошадкам новые атомоходы? И не получится ли так, на "кардиограмме" Северного морского пути к этому времени появятся чужие новые атомоходы американского или китайского производства?

Из досье "НИ"

Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220 "Арктика", "Урал", "Сибирь": длина - 173,3 м, ширина - 34 м, высота борта на миделе - 15,2 м, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м, водоизмещение - 33,54 тыс. тонн, срок службы - 40 лет. Экипаж - 75 человек.

Северный морской путь, он же -Северный морской коридор - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому). Длина Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения - 5600 км.

"